Выбор авто
Сейчас обсуждают
Хозяева российского автопрома делают ход конем
Российские олигархи начинают понимать, что работа на автомобильном рынке – весьма прибыльное дело. Понятно, что выжить российским автозаводам в конкуренции с западными концернами становится все сложнее, однако грамотный и дальновидный подход к бизнесу может поддержать спрос на отечественные машина или же просто обеспечить приток финансов в карман владельцев предприятий.
Многим известная крупная российская компания «Русские машины», во главе с бизнесменом О. Дерипаской, держит под своим крылом сейчас, ни много, ни мало, «Группу ГАЗ», выпускающую легковые и грузовые автомобили. Известно, что дела у ГАЗа идут не очень хорошо и именно поэтому ОАО «Русские машины» весной прошлого года купила у немецко-американского концерна DaimlerChrysler лицензию и все оборудование, необходимое для выпуска автомобилей Chrysler Sebring и Dodge Stratus.
Предполагается, что эти машины будут выпускаться на ГАЗовских конвейерах и составят достойную конкуренцию импортным авто. Также в июле 2006 года ГАЗ (а точнее его владелец) купил британский завод LDV Holdings, выпускающий коммерческие автомобили под маркой Maxus. Обрусевшее предприятие будет выпускать современные развозные транспортные средства, превосходящие по своим характеристикам пресловутые «ГАЗели».
Стоит отметить еще одну планируемую «Русскими машинами» сделку, которая сорвалась. В начале мая холдинг объявил о своем желании приобрести за $1.54 млрд. 18% акций канадской фирмы Magna International, которая является одним из крупнейших в мире производителей автомобильных комплектующих. Совершению сделки воспрепятствовали американские власти, так как Magna являлась на тот момент реальным претендентом на покупку у компании DaimlerChrysler подразделения Chrysler. То есть, если бы сделка между Magna и DaimlerChrysler состоялась, то О. Дерипаска стал бы совладельцем крупного в США автомобильного производителя, что, естественно, чиновникам штатов не выгодно.
Одна из последних новостей, которая прямо касается господина Дерипаски, - компания «Русские машины» решила принять участие в конкурсе по продаже румынского завода Daewoo Automobile Romania (DAR). Кроме россиян на это предприятие претендуют американские концерны General Motors и Ford. Стоит отметить, что в данный момент на заводе Daewoo в Румынии производят легковые автомобили моделей Cielo, Matiz, Nubira и Tacuma, бензиновые двигатели объемом 1.5 и 1.6 л., и КПП к ним.
Попытка россиян купить зарубежный завод заставила экспертов заговорить о возможном объединении ГАЗа и ВАЗа. Все дело в том, что по условиям, выдвинутым министерством финансов Румынии, претендовать на завод Daewoo может только та компания, чей оборот превышает 10 миллиардов евро и которая выпускает не меньше миллиона автомобилей в год. Удовлетворить же этим требования «Русские машины» и «Группа ГАЗ», выпускающие не больше 300 000 транспортных средств в год, могут только в том случае, если объединятся с Волжским автозаводом. Так что не исключено, что ГАЗ купит часть ВАЗа, или же два производителя обменяются акциями.
Как отмечают экономические аналитики, самому ГАЗу румынский завод Daewoo нужен не сильно, а вот тольяттинскому предприятию могут пригодиться силовые агрегаты и коробки передач, выпускаемые на румынском заводе. Интересно, что идею слияния ВАЗа и ГАЗа поддерживает Рособоронэкспорт во главе с С. Чемезовым, который считает, что частичное слияние автопредприятий будет возможно через полтора года, когда Рособоронэкспорт совместно с фондом «Тройка Диалог» ликвидируют перекрестную схему собственности ВАЗа.
Складывающаяся вокруг «Русских машин» ситуация выглядит очень интересной. Вполне возможно, что такие целенаправленные действия со стороны русской компании увенчаются успехом и на мировой автоарене появится новый игрок, тем более, что летом прошлого года О. Дерипаска докладывал президенту РФ Путину о том, что «Группа ГАЗ» преобразована в международную структуру по производству автомобилей.
Как не крути, а, при благоприятном развитии событий, выиграет не только ОАО «Русские машины», но и рядовые автолюбители, так как ассортимент машин, выпускаемых на территории России расширится, а их качество улучшится. Тем более, что возможные пертурбации пойдут на пользу тем же ВАЗам и ГАЗам, агрегаты которых будут усовершенствованы.
Кроме положительный моментов в преобразованиях, покупках/продажах и объединениях российских компаний есть и отрицательные: например, монополизация рынка, которая позволит «Русским машинам» диктовать свои правила игры на рынке… Однако будет надеяться, что государство этого не допустит.