Новости
Сейчас обсуждают
Подскажите что делать
Нормальные герои
Три бесспорных фаворита русского рынка образца 2003 года: чем они так приглянулись нашим покупателям?
Три богатыря
Популярность – дама ветреная. Лишний раз об этом могут напомнить прошлогодние итоги продаж иностранных автомобилей в России. Где вы, герои вчерашних дней? Как корова языком слизнула некогда хитовую “Октавию”. Ушли в глубокую тень брат с сестричкой – “Гольф” и “Бора”. Даже вечно юная старушка “Нексия” не снесла тяжкого бремени лидерства, уступив его “Фокусу” всеволожской сборки. Третью позицию совместными усилиями завоевали ветеран “Каризма” и молодой боец “Лансер”, а четвертую прочно закрепила за собой “Королла”.
Казалось бы, логично. “Фокус” приворожил покупателей доступной ценой, “Тойота”, напротив, солидностью и относительной дороговизной, подтверждающей достоинства модели. “Лансер” же покупают чуть ли не по привычке – ведь популярнейшая “Каризма” снята с производства. Верно? В том-то и дело, что не совсем. В ходе очной ставки выяснилось, что кое-какие таланты этих автомобилей скрыты от широкой публики, а некоторые общеизвестные факты не соответствуют действительности.
Простенько, но чистенько
Салон “Фокуса”, в отличие от его экстерьера, который, согласитесь, уже примелькался, все еще дышит авангардизмом. Будто здесь прошел Киса Воробьянинов, щедрой рукой разбрасывая по салону – нет, не баранки, но кнопки, дефлекторы, переключатели. Где упало, там и проросло. Но будем справедливы – логика в этом хаосе присутствует. Основные органы управления не вызывают нареканий. Сложнее с второстепенными клавишами, вроде подогрева стекол, но к таким вещам привыкаешь быстро, за день общения с машиной.
Важнее, что русский “Фокус” взрослеет на глазах. На машинах 2004 модельного года уже в базовой комплектации появилась нормальная обивка двери – с полноценным карманом. Правда, дешевая ткань и ныне там.
Зато еще один сюрприз – наконец-то восстановлена в правах вертикальная регулировка сиденья, раньше считавшаяся привилегией, а потому зарезервированная для дорогой комплектации “Гиа”. Год назад именно эти недочеты не позволили “Фокусу” получить хорошую оцен-ку в нашем тесте, сейчас же с удовольствием ставим твердую четверку.
Главное украшение интерьера “Короллы” – приборная панель, выполненная по технологии “Оптитрон”. Одновременно с поворотом ключа в замке зажигания “приборка” вспыхивает белыми циферблатами и красными стрелками. Эффектно и почти как на “Лексусе”. Увы, “Оптитрон” доступен лишь в дорогой комплектации R2. В более дешевых “короллах” и взгляду ухватиться не за что.
Все серым-серо, зато очень удобно. Замечания незначительные: плохо читаемый дисплей магнитолы/борт-компьютера, кнопка подогрева, подключающая только водительское, либо сразу оба кресла, ручки-домкраты угла наклона спинки и высоты подушки, которые постоянно путаешь. Ерунда. Впрочем, некоторым из нас реально не хватало регулировки рулевого колеса по вылету. Получалось так: ноги уже согнуты в коленях, как на “Жигулях”, а руки едва дотягиваются до баранки.
Потому, наверное, с точки зрения эргономики на высоте лишь салон “Лансера”. Минус единственный – крошечный дисплей бортового компьютера, совмещенный с одометром. Зато в остальном – идеал. Все находишь с закрытыми глазами. Управление кондиционером, головным освещением на привычных местах. Регулировки сидений расположены безупречно. Ходы рычага коробки передач – образцовые. Увы, и в этой бочке меда обнаружилась ложка дегтя.
Допустим, жесткий пластик обивки, а в особенности руля, или безыскусная панель под черное дерево для демократичной модели гольф-класса еще не катастрофа. Но как же удручает приборная панель, неуловимо напоминающая щиток приборов не то “Москвича”, не то ИЖа. Одна неудачная деталь, и впечатление от интерьера в целом, к слову, гораздо более стильного, чем у той же “Каризмы”, безнадежно испорчено. Жаль, ведь у “Лансера” в комплектации “Спорт” великолепный руль и стильная приборная панель. Но в России такая доступна исключительно в варианте с 2-литровым двигателем.
Пятеро по лавкам?
Нет уж, лучше вы к нам. Ни в “Фокусе”, ни в “Королле”, ни в “Лансере” пятеро взрослых мужчин не смогут путешествовать с комфортом. Но оставив за бортом пятого лишнего, можно устроиться великолепно. Кто же самый просторный? Уверены, что высокая “Королла”? Давайте-ка возьмемся за рулетку. Действительно, “Тойота” по запасу для головы и ног сидящих сзади чуть обыгрывает “Фокус”, но – вот сюрприз так сюрприз! – уступает самому низкому и узкому в нашем тесте “Лансеру”.
У “Мицубиси” и передние кресла комфортабельнее – самая длинная и самая широкая подушка, – да и по ширине рабочее место наиболее вольготное.
И еще. В отличие от конкурентов, предлагающих пассажирам более вертикальную посадку, в “Лансере” сидишь как дома на диване. Здорово.
Грузим – погрузим…
По части грузоподъемности – картина прямо противоположная. Главный минус “Улана” вы уже знаете – отсутствие в гамме кузова хэтчбек. Классический седан традиционно не столь практичен из-за большой погрузочной высоты и узкого проема багажника. И сам багажник у “Лансера” меньше, чем у “Короллы” (430 против 437 л), да он еще и проигрывает по трансформации салона. Спинка дивана хоть и складывается по частям, но ровной погрузочной платформы от бампера до передних сидений все равно не получается. Доступ в салон ограничивает багажная стенка. Ее центральная часть услужливо вырезана, но в любом случае этот тоннель годится лишь для перевозки длинномеров. Странное решение.
Гораздо лучше к вопросу транспортировки багажа подошли создатели “Фокуса”. Полностью складным диваном могут похвастать и седан, и хэтчбек, и, разумеется, универсал. Кроме того, 4-дверный “Фокус” оснащен параллелограммным механизмом закрывания огромного (490 л) багажника, который не угрожает поклаже. В то время как массивные петли “Лансера” и “Короллы” могут намять бока чемоданам.
“Фокус” обыгрывает соперников с любым кузовом. Не только по удобству размещения поклажи, но и по ее объему. Хэтчбек превосходит “Короллу” с небольшим преимуществом: 350–1205 против 289–1190 литров. А вот универсал существенно просторнее: 520–1580 л против 402–1480 и 344–1079 “Лансера”.
Кроме того, хотя “Королла”-седан теперь может похвастать складной спинкой дивана (еще пять лет тому назад об этом можно было только мечтать), грузовая платформа не получается ровной – образуется ступенька.
Такие разные “один и шесть”
Не нами сказано, что бензиновые моторы объемом 1,6 литра для гольф-класса золотая середина между мощностью, ценой и экономичностью. Но мотор мотору рознь. Например, 108-сильная рядная 16-клапанная “четверка” “Короллы” больше тяготеет к загородному шоссе. Неудивительно, что именно у “Тойоты” лучшие показатели по скорости и разгону. Сложно упрекнуть “тойотовский” двигатель, оснащенный изменяемыми фазами газораспределения, в излишне бедном “низе”. Другое дело, что настоящей жизнью он живет за отметкой в 3500 об/мин и, бодро выкручиваясь до красной зоны, просит повышенную передачу. А при трогании приходится поддавать газку, чтобы мотор не слишком кис.
У двигателя “Лансера” совершенно другой нрав. По сравнению с мотором “Каризмы”, этот “один и шесть” потерял пять лошадиных сил, но прибавил в тяговитости, причем, что важно – тяговитости на низких оборотах. Еще во время первого знакомства с “Лансером” на дорогах Финляндии мне показалось, что такой размен только на пользу машине. После нескольких дней общения с “Уланом” в режиме большого города я в этом не сомневаюсь.
С этим двигателем автомобиль живет душа в душу. Непривередливость при выборе передач, уверенная тяга буквально с оборотов холостого хода, и при всем при этом очень и очень неплохой разгон. За крутибельной “Тойотой” “Мицубиси”, может быть, и не угонится, но уж “Фокус” положит на лопатки без проблем.
Потому как 1,6-литровый “Рокам”, скрывающийся под капотом “Форда”, настоящий ветеран моторного фронта. Адаптированный к российским условиям вариант южноамериканского двигателя имеет лишь два клапана на цилиндр и один верхний распредвал. Потому и требовать от “Рокама” чего-то особенного не приходится. Впрочем, и в откровенные аутсайдеры записывать мотор “Фокуса” не стоит. По характеристикам он ближе скорее к тяговитости “Лансера”, нежели “крутибельности” “Короллы”, а поэтому также более предпочтителен в условиях города.
Проигрывая соперникам по разгонной динамике, “Фокус” уступает “японцам” и по динамике замедления. В штатных режимах претензий к тормозам “Форда” нет никаких. Другое дело, что установленные сзади барабаны априори означают не лучшую отдачу на скоростях свыше 140 км/ч и большую склонность к перегреву.
У “Короллы” с задними дисками такой проблемы нет. Но даже “Тойота” по тормозной динамике не может соперничать с “Лансером”, цепкие когти которого показывают отличный результат. Простая в общении – в особенности в том, что касается дозировки усилия – тормозная система будто перекочевала на легковой “Мицубиси” с гоночного “Эволюшн”.
Достойный соперник
Благодаря великолепно настроенному усилителю руля, замечательно жесткому кузову и умной задней подвеске “Контрол-блейд”, “Фокус” с самого рождения считается эталоном управляемости в гольф-классе. Этот “Форд” обладает уникальным даром превращать в удовольствие любую поездку: в булочную, на работу или на лоно природы. Приятная тяжесть руля, четкие ходы рычага коробки передач… Что уж говорить о том, как “Фокус” держит скоростную прямую или заныривает в поворот! И тут даже не важно, сколько лошадиных сил под капотом. Одно слово – кайф. Короче говоря, и на закате карьеры “Фокус” остается одним из лучших в классе по управляемости.
Почему одним из? Просто за шесть лет на рынке появились другие автомобили, способные доставлять искушенному водителю радость. “Лансер” как раз из их числа. Если чего и не хватает “Мицубиси”, то перчено-острого руля “Фокуса”. Но задатки большого спортсмена чувствуются сразу. Это и прекрасная энергоемкая подвеска, и вполне информативный руль, и жесткий кузов. Поэтому даже на машине с обычной легковой подвеской – на мощных модификациях “Спорт” клиренс уменьшен на 3 см – “Лансер” радует четкой дугой в повороте и отличной, без раскачки и рысканий устойчивостью на скоростной прямой. Пятерка есть пятерка.
“Королла” на фоне двух спортсменов несколько теряется. Ее характер безопасен и предсказуем – без сомнений, просто не так азартен, не столь выверен. Чуть раньше, нежели “Форд” и “Мицубиси”, “Королла” начинает сдаваться в виражах, распрямляя траекторию, чуть меньше взаимопонимания с гидроусилителем руля, много оставляющим за кадром. При том, что скоростную прямую “японка” держит отлично.
Пошумим…
Увы, по-прежнему шумоизоляция не является приоритетом для создателей машин гольф-класса. Потому баритоны двигателей хорошо прослушиваются в салонах, стоит лишь стрелке тахометра перемахнуть отметку в 3500 об/мин. Другое дело, что в “Фокусе” это ворчание раздражает заметно сильнее, да и начинается несколько раньше. Кстати, в маленьком оркестрике “Фокуса” есть еще один назойливый музыкант – стандартные шины “Континенталь-Уолд-Контакт”.
Что до комфортабельности подвески, то и здесь “Королла” с “Лансером” более бережно относятся к своим пассажирам. Подвески автомобилей скорее приятно-упругие, нежели жестковатые. Баланс между энергоемкостью и плавностью хода японских машин следует признать оптимальным.
Как у всех
Набрав в краш-тестах “ЕвроNCAP” по четыре звезды, “Фокус” и “Королла” сильно осложнили задачу по выявлению самого безопасного. На помощь пришли составители российских комплектаций. “Королла” в базе оснащена АBS, фронтальными подушками безопасности и креплениями детских сидений “Изофикс”. На фоне лидеров класса – “Рено-Меган” и “Пежо-307” – не бог весть что. Но ведь у “Фокуса” в обязательной программе и вовсе лишь водительский эйр-бэг. За АBS и дополнительные подушки придется раскошеливаться отдельно.
С “Лансером” ситуация более запутанная. Он еще не прошел краш-тестов “ЕвроNCAP”. Более того, представители компании не особо верят, что автомобиль получит четырехзвездный рейтинг – ведь “Лансер” в любом случае не оснащается боковыми подушками. Но, с другой стороны, основываясь на случаях из реальной жизни, нельзя не отметить отчаянное рвение “Лансера” в борьбе за жизни водителя и пассажиров. К тому же АBS и фронтальные подушки у “Мицубиси” есть даже в простейшей комплектации. Так что четверку с минусом “Лансер” в любом случае заслужил.
Так кто же дешевле?
Японский и европейский подход к продаже автомобилей существенно различаются. Если “Форд” предлагает вам обширный список дополнительного оборудования, то “Тойота” и “Мицубиси” торгуют машинами в фиксированных комплектациях. Именно поэтому, чтобы корректно сравнить цену автомобилей, мы воспользовались специально разработанным шаблоном минимально допустимого для гольф-класса набора оборудования. Выглядит он следующим образом: АBS, 2 фронтальные подушки безопасности, кондиционер, передние электростеклоподъемники, центральный замок, подогрев передних сидений, электропривод и подогрев зеркал, магнитола, эмаль металлик.
И вот что получается. Почти полностью (за исключением магнитолы) этому списку соответствует “Лансер-Комфорт”. После недавнего подорожания такой седан с мотором 1,6 л обойдется в $15 490. Для полного счастья за триста “зеленых” можно установить идеально вписывающуюся в интерьер “Лансера” магнитолу “Блаупункт”. Плохо то, что за практичный (и, на наш взгляд, более симпатичный) универсал необходима неоправданно высокая переплата в $1600.
Традиционно недешевая “Тойота” также недавно подорожала – второй раз за год. Теперь 1,6-литровый седан в комплектации R1 стоит $17 400, хэтчбек еще на 300 баксов дороже. Беда лишь в том, что в этой фиксированной комплектации отсутствует подогрев сидений и зеркал. Эти очень важные для русской зимы позиции доступны лишь в топ-варианте R2, предполагающем коробку-“автомат”. В любом случае минимальная цена в $20 300 не кажется слишком уж соблазнительной.
Ну а теперь слово самому доступному, по мнению наших соотечественников, “Форду”. Что ж, по крайней мере, комплектацию “Фокуса” можно подверстать тютелька в тютельку к нашему запросу. Оснащенный согласно ему 1,6-литровый хэтчбек потянет на 12 910 евро, седан – на 13 300 евро, а универсал еще плюс 540. Здорово? Нет, не здорово. На момент подготовки материала разница курса главных в России валют сделала свое черное дело. И “Фокус” всеволожской сборки обходится в $16 900! Почти на полторы тысячи дороже “Лансера” и всего на $500 дешевле “Тойоты”. Так и кто у нас самый доступный?
Разумеется, что и стандартные японские условия гарантии традиционно привлекательнее европейских. Три года или сто тысяч против двух лет и тех же 100 000 км пробега.
Мы решили:
Мы же обещали вам сюрпризы. Удивительно, но факт – за глаза считающийся самым доступным “Фокус” с русским паспортом оказался дороже чистокровного “японца”. Конечно, в росте курса евро виноваты не “фордовцы”, но именно им придется разруливать ценовую чехарду. Да, “Фокус” по-прежнему остается автомобилем исключительным. Безопасный, достаточно вместительный и грузоподъемный и, конечно же, умеющий баловать водителя азартной управляемостью. Но растущая цена легко может свести на нет все достоинства. Ведь “Фокус” уступает японским одноклассникам по комфортабельности, а с 1,6-литровым мотором и по динамике. Более того, на русское происхождение машины сложно закрывать глаза, когда импортные автомобили стоят дешевле. Не забудем и то, что уже в 2004-м в Европе стартует “Фокус” второго поколения, в то время как “Королле” и “Лансеру” еще жить и жить. Так что со средней оценкой 4,1 “Форд” занимает лишь бронзовую строчку пьедестала.
Серебро же достается “Королле” – 4,2. Откровенно слабых мест у этого автомобиля попросту нет. И даже цена на фоне падения курса доллара оказывается не такой уж высокой. Другое дело, что ни в одной из категорий “Тойота” не смогла дотянуться до высшего балла, где-то совсем капельку, а где-то и более заметно уступая тому или иному однокласснику. Однако по сумме достоинств конкурентов у “Короллы” – раз-два и обчелся.
Один из них, безусловно, “Лансер”, который и занимает в нашем тесте первую строчку. Выиграв у “Короллы” целый балл по управляемости, “Улан” вернул его в рейтинге безопасности. А потому спурт на финише ему обеспечила более доступная цена. Но согласитесь, “Мицубиси” – средняя оценка 4,3 – заслужил победу в честной борьбе. Вместительность, управляемость, комфорт – в этих наиболее принципиальных для покупателя категориях “Лансер” великолепен. Остается лишь сожалеть, что об истинных ценностях этого автомобиля так и не узнают те, кому не приглянутся весьма спорная внешность и недорогой салон “Лансера”.