Новости
Сейчас обсуждают
BMW i3: Новая страница
Вот и баварские автомобилестроители влились в колонну тех, кто шагает в светлое будущее. Европейские дилеры уже предлагают электромобиль BMW под обозначением i3 – первый в истории марки. Да еще какой!
Передок i3 украшен фирменными «ноздрями»: декоративный фальшрадиатор, за которым нет никакого воздухозаборникаНа первый взгляд, электро-«биммер» мало похож на изделие BMW: кургузый 5-дверный «переходник» (crossover) с приподнятой линией крыши. Разве что передок украшен фирменными «ноздрями» (декоративный фальшрадиатор, за которым нет никакого воздухозаборника), а то ведь и не догадаешься. Но «биммер» или нет, а выглядит i3 своеобразно: в глаза бросаются огромные легкосплавные колеса с узенькими покрышками. И конечно же, распашные двери (задние с «самоубийственной» навеской) без центральной стойки кузова – вроде фордовского B-Max. Широкий сквозной проем обеспечивает свободную посадку-высадку – не только на передние сиденья, но и во 2-м ряду. Между прочим, задние двери открываются, только если открыты передние. Смотрится прикольно, а насколько рационально – отдельный вопрос.
Внешность i3 ваяли под руководством 33-летнего стилиста по имени Richard Kim. Между прочим, корейского происхождения. И неслучайно в облике э-мобиля просматривается что-то юго-восточное… А вот фирменный Hofmeister Kink - обратный излом задней стойки кузова – потерялся в замысловатых подоконных контурах. Революционная модель, революционный дизайн – с решительным отходом от традиций марки.
Новый i3 - обтекаемый автомобиль с коэффициентом сопротивления воздуха - 0,29. Однако из-за высокой линии крыши лобовая площадь выливается в добрые 2,38 м2. Так что аэродинамический фактор равен 0,69 - примерно как и у других «переходников» того же размерного класса.
У компактного 4-метрового э-мобиля сравнительно длинная колесная база, что позволило вполне удобно устроить четверых взрослых. А вот для пятого пассажира место не предусмотрено (хотя вполне могли бы выкроить). Спереди во всяком случае вполне свободно, тогда как во 2-м ряду уже не так просторно. Автообозреватели выразили неудовольствие.
В профиль – кургузый 5-дверный «переходник» с приподнятой линией крышиИнтерьер i3 оформлен своеобразно и привлекательно – разве что отмечается излишняя пестрота в подборе отделочных материалов. А так кругом качественные пластики и ткани интересной текстуры. Внутренние панели дверей исполнены из натурального волокнистого материала (кенаф), а кое-где проступают углепластики – открытые поверхности несущей структуры. На европейском рынке э-мобиль представлен в нескольких уровнях отделки салона: базовый Atelier, а также Loft, Lodge и Suite. В исполнении Loft (доплата в 1500 евро) сиденья обиты тканями в сочетании с искусственной кожей Sensatec. А в дорогой версии Suite передняя панель отделана «живым» шпоном эвкалипта, тогда как обивка сидений выполнена из натуральной кожи. За доплату в 3 тыс. евро.
Обтянутая кожей «баранка» регулируется по углу наклона и вылету, а сиденье водителя переставляется не только продольно, но и по высоте. Приборный кластер укомплектован 5,7-дюймовым монитором TFT, а по центру передней панели размещен Control Display (навигация и управление бортовыми системами). Кроме того, на центральной консоли торчит маховичок iDrive, к которому владельцы автомобилей BMW уже как-то привыкли. В салоне имеются «бардачки», карманы и ящички для всякой всячины. Есть также и «подстаканники», - например, по центру подушки 2-го ряда. При полной посадке по местам вместимость багажного отсека невелика – какие-то 260 л (VDA). Однако складные спинки задних сидений, делимые в соотношении 50/50, позволяют увеличить погрузочное пространство до 1100 л. Э-мобиль не лишен практичности.
Стекла в задних дверях закреплены жестко и не опускаютсяИнформационно-развлекательное и комфортное оснащение на должном уровне: в базовой комплектации числятся радио-стерео на 4 динамика, навигация BMW Professional, поддержка Bluetooth, «климат-контроль», задний «парктроник», передние электростеклоподъемники (в задних дверях стекла закреплены жестко и не опускаются) и электроприводы наружных зеркал.
С «кормы» новый э-мобиль мало похож на BMW. Впрочем, как и спереди…Плюс длинный список опций, начиная с «цифрового» радио DAB и классной «музыки» Harman Kardon (12 динамиков). А также многофункциональная «баранка», адаптивный «круиз-контроль», 2-зональный «климат-контроль», обогрев передних сидений и многое другое. Компактный э-мобиль едва ли не «премиального» класса. Кроме прочего, за доплату можно получить такой hi-tech наворот, как «тепловой насос»: обогрев салона за счет холодного наружного воздуха. Чего только немцы не выдумают…
Зарядка э-батареи от бытовой сети занимает немалое времяЭ-мобиль уже подвергся испытаниям «на удар» по методике EuroNCAP и заработал 4 «звезды». Что характерно, одну «звезду» i3 потерял из-за недостаточной безопасности для пешеходов (судя по всему, передок высоковат). Но как бы то ни было, у электро-«биммера» передовая техника безопасности – «активная» и «пассивная». В салоне «подушки» и «шторки» на окна, 3-точечные пояса с преднатяжителями и другие средства защиты водителя и пассажиров. Безопасный э-мобиль (если не вспоминать о пешеходах).
Интерьер i3 оформлен своеобразно и привлекательноЭлектровеник
Европейские автообозреватели знакомились с новой моделью в 100-процентно электрическом исполнении (без «удлинителя пробега»). Э-мотор тянет от самого 0 оборотов: превосходная эластичность. Отмечается, между прочим, возможность необыкновенно тонкой игры «газом», недостижимой для обычного двигателя внутреннего сгорания. Заявка на «драйверский» характер – вполне оправданная. Нетяжелый Mega City Vehicle показывает яркую разгонную динамику – с места без всяких переключений (за отсутствием КПП). Ускоряется как «сохатый», причем силовой агрегат абсолютно уравновешен и работает практически бесшумно. Не слышно даже легкого завывания, характерного для э-мобилей. Техника BMW.
Широкий сквозной проем обеспечивает свободную посадку-высадкуТак или иначе, первые впечатления наилучшие: динамичный компакт с живыми откликами на «газ». Шустрый как электровеник. Причем у электро-«биммера» своеобразные повадки на: когда нет необходимости в резком торможении, достаточно снять ногу с «гашетки», и автомобиль замедляется. Режим рекуперирования, когда часть кинетической энергии закачивается обратно в тяговые аккумуляторы. По сути «однопедальное» управление. Надо сказать, требуется какое-то время, чтобы освоиться, а потом – знай, сберегай э-энергию. Главное, не ставить ногу на тормозную педаль.
В дорогой версии Suite передняя панель отделана «живым» шпоном эвкалиптаМежду прочим, водитель может выбрать один из режимов работы бортовой электротехники: Comfort, EcoPro и EcoPro+. Задаешь EcoPro+, и «биммер» переходит в режим жесткой экономии. Отключается кондиционер, скорость движения ограничивается «потолком» в 90 км/ч - и все такое. Тем самым удается протянуть лишние 15-20 км на разовой заправке аккумуляторов. Но все равно дальше 160 км уехать трудно. А тогда становись на многочасовую дозарядку…
Но пока батарея не «села», гонять i3 по городу – одно удовольствие. Хотя у э-мобиля сравнительно узкие покрышки с малым сопротивлением качению, i3 неплохо держит дорогу и вполне достойно выглядит в скоростном маневрировании. Неудивительно: правильная «развесовка» по осям, низко расположенный центр тяжести. Плюс грамотная настройка классной ходовой – как раз то, что у BMW делать умеют.
Сиденья 2-го ряда размечены на двоих. А посреди подушки – «подстаканники»Отмечается, что электро-«биммер» ведет себя как заднеприводный автомобиль: нейтральная поворачиваемость, переходящая под «газом» в легкую избыточную. Поперечные крены невелики, руль вполне «прозрачный» (хотя излишне легкий). BMW i3 охотно заруливает в вираж, но без нежелательного «ввинчивания». Предсказуемый и послушный, э-мобиль радует «драйвера» - и рядового водителя не поставит в затруднительное положение.
Складные спинки задних сидений намного увеличивают погрузочное пространствоУ электро-«биммера» довольно ровный ход, хотя подвеска настроена жестковато – в спортивном ключе. Посадка за рулем слегка приподнятая – с хорошей круговой обзорностью. Удобные передние сиденья дают корпусу неплохую боковую поддержку, нелишнюю в скоростном маневрировании. Салон i3 плотно звукоизолирован, и силовой агрегат практически не прослушивается. Зато проступает шум от ходовой - и от набегающего на скорости воздуха тоже. Ощутимо, но не утомительно. По первым впечатлениям, отмечается качество изготовления и сборки: класс BMW. Э-мобиль что надо, хоть и не для всех.
Тяжелая тяговая батарея размещена предельно низко, а силовой агрегат сидит у задней осиДостойный расклад
Европейские обозреватели вынесли определенные впечатления от первого знакомства с э-мобилем. И если разобрать по отдельным позициям, то получается вот что:
Внешность – 3 балла (из 5 возможных). Облик i3 не очаровывает: экстравагантность при утрате черт, характерных для баварских моделей. Но в индивидуальности не откажешь, автомобиль легко узнаваем; «удовлетворительно».
В комплекте с i3 предлагается гаражный навес с солнечными элементами, которые способны вырабатывать до 3300 квт-ч э-энергии в год.Держание дороги и управляемость – 4. Даже на узеньких покрышках i3 привлекательно смотрится в скоростном маневрировании: крены в виражах невелики, руль «прозрачный» и аккуратный (хоть и излишне легкий). Заднеприводный автомобиль с характерными для настоящего «биммера» повадками; «хорошо».
Динамика – 5. Э-мобиль живо откликается на «газ» и с места разгоняется что надо. Компактный «переходник» с динамикой спорт-седана; «отлично».
Комфорт и оснащение – 4. У электро-«биммера» довольно ровный ход, хотя подвеска настроена жестковато – по-баварски. Информационно-развлекательное и комфортное оснащение небедное, а список опций впечатляет высокими расценками; «хорошо».
Безопасность и защита – 4. В испытаниях «на удар» по методике EuroNCAP э-мобиль заработал 4 «звезды». Техника безопасности вполне современная. «Хорошо».
Качество и надежность – 4. У моделей BMW солидная репутация, и тест-автомобиль производит впечатление «премиального» изделия. А как в длительной эксплуатации, жизнь покажет. «Хорошо».
Внутреннее пространство – 3. Водитель и передний пассажир устраиваются вполне свободно, тогда как сзади места (на двоих) ощутимо меньше. Вариабельное погрузочное пространство позволяет перевозить разнообразную поклажу; «удовлетворительно».
Экономика – 4. Новый i3 – недешевый автомобиль, но текущие расходы на э-энергию до смешного малы. Издержки по обслуживанию и ремонту, должно быть, тоже невелики. В целом «хорошо».
В плюсе:
- удовольствие от вождения;
- качество отделки салона;
- тяговитый и бесшумный э-мотор;
- исключительная экономичность по э-энергии.
В минусе:
- ограниченный пробег (у электрической версии);
- жестковатая подвеска;
- недостаток пространства для ног во 2-м ряду.
Общая оценка - 4 балла (из 5 возможных). А кое-кто из европейских обозревателей выкатил оценку «отлично»… Революционный i3 – несомненная удача баварских инженеров и дизайнеров, новая страница в легковом автомобилестроении.
Вердикт: рекомендуется. Наряду с американским Tesla Model S, новый i3 означает крупный успех в создании экологически «дружественных» э-мобилей. Интересно, как воспримут электро-«биммера» потенциальные покупатели.
Собирают электро-«биммер» на заводе в Лейпциге, куда комплектующие поступают с других предприятий BMW. В Европе за i3 запрашивают от 35,5 тыс. евро – примерно как за хорошую «трешку». Тогда как версия i3 REX (с «удлинителем пробега») обходится еще на 4 тыс. 490 евро дороже. Ясно, что значительная разница в цене никогда не оправдается экономией на энергии. Тут другие соображения…
Чисто конкретно. Э-мобиль - первый в новой фирменной серии i (видимо, не последний). И по части передовых технических решений i3 – редкая птица. Начать с того, что у электро-«биммера» уникальная несущая структура LifeDrive – целиком из углепластиков. Как в «формуле» I, а в крупносерийном производстве такого еще никто не видел. Разве что «штучные» модели – вроде Mercedes-McLaren SLR (если кто помнит). А у BMW i3 как само собой… Главное затруднение здесь в длительном отвердении связующих смол (пропитка). Однако продвинутые фирменные технологии позволяют формовать крупные детали каркаса за какие-то минуты. На легкую и жесткую структуру навешивают кузовные панели из обычных термопластиков – и готово. Не ржавеет…
Двигатель у i3 электрический – на 170 л.с. максимальной мощности при 8500 мин-1, наибольший крутящий момент - 250 Нм. От 0 оборотов… Смонтирован тяговый э-мотор поперечно у задней оси (на алюминевом подрамнике Drive module) и обходится без всякой КПП. Нет необходимости. Главная пара, дифференциал и полуосевые валы (со ШРУСами) к ведущим колесам. Необыкновенно простой силовой агрегат: ни поршней, ни шатунов, ни клапанов… И между прочим, практически необслуживаемый - даже масло менять не нужно (картера-то ведь тоже нет). Чудо техники.
Тяговый э-мотор питается (через тиристорный контроллер) от литий-ионной батареи аккумуляторов номинальной емкостью 21,6 кВт-ч. Э-батарея (весом 230 кг) размещена под полом салона – ради уменьшения высоты центра тяжести автомобиля. Надо сказать, показатели э-батареи не особенно высокие: по хорошему, при таком весе вполне реально и 31-32 кВт-ч емкости обеспечить. Совсем другой коленкор… Аккумуляторы заряжаются от бытовой э-сети (фирменное устройство i Wallbox) примерно за 6 часов. А если зарулить на одну из публичных ЗС, то э-батарею можно заправить на 80% полной емкости за какие-то 30 мин. Не спеша выпить чашку кофе…
Кроме того, за 14 тыс. евро предлагается гаражный навес от SolarCity - с солнечными элементами, которые способны вырабатывать 3300 квт-ч э-энергии в год. Достаточно для того, чтобы i3 пробежал 22,5 тыс. км. Но если кому емкости э-батареи все же маловато, есть вариант i3 REX с так называемым «удлинителем пробега» (УП). Бензиновый 2-цилиндровый 8-клапанник рабочим объемом 647 «кубиков» развивает 34 силы мощности при 4300 мин-1 и вращает альтернатор, который подзаряжает тяговые аккумуляторы – по мере необходимости. УП работает в режиме «старт-стоп» - всегда в самом выгодном. Бензин заливается в 9-литровый бачок, и пробег увеличивается до 300 км (с лишним).
Ходовая у новой модели как у «единички» или «трешки»: спереди стойки McPherson, сзади кинематически совершенная подвеска на двойных поперечных рычагах («пространственная» конфигурация). Винтовые пружины, поперечные стабилизаторы. Покрышки у электро-«биммера» с малым сопротивлением качению – в базовом исполнении размером 155/70R на 19-дюймовых колесах из легкого сплава. Тогда как в версии с УП на задние колеса монтируется резина увеличенного размера - 175/65R19. Под стать повышенной нагрузке на ось. А за доплату предлагаются даже и 20-дюймовые обода… Предусмотрен, между прочим, мониторинг давления воздуха в покрышках.
Реечный руль работает с электросервоусилителем Servotronic, «баранка» делает 2,5 оборота от упора до упора. Тормозные диски «по кругу» диаметром 280 мм (спереди вентилируемые). В «штатном» пакете ABS и DSC (программа динамической стабилизации) – все как положено.
Длина э-мобиля - 3999 мм, ширина – 1775, высота – 1578; колесная база – 2570 мм, колея - 1571/1576 мм. Снаряженный вес автомобиля в базовом исполнении – от 1195 кг (при «развесовке» по осям 50/50%). Из которых около 230 кило приходятся на тяговую э-батарею… Поразительно легкая конструкция - грамотная работа баварских инженеров. Ну а версия i3 REX тяжелее на 120 кг. Спрашивается, нужен ли дорогой и увесистый УП?
Как показали тест-драйвы, у электро-«биммера» неслабая приемистость: с места i3 способен набрать «сотню» за 7,3 сек. Максимальная скорость – 150 км/ч – ограничена электроникой (чтобы водитель не «сажал» тяговые аккумуляторы за 20 мин.). Средний расход э-энергии (в испытательном цикле NEDC) – меньше 13 кВт-ч на 100 км пробега. Прикиньте по тарифу…
Точка зрения. Как видно, современные э-мобили – совсем не обязательно безликие «транспортные средства». Великолепный Tesla Model S, забавный BMW i3… И понятно, что электро-«биммер» обречен на успех – как в Европе, так и в Северной Америке. А вот подойдет ли э-мобиль российским автомобилистам? Отчего же и нет, - коль скоро кое-кому не безразличны достижения техники XXI века. Конечно, если бюджет позволяет…