Новости
Сейчас обсуждают
Подскажите что делать
Особенности национальной сборки
Первые “Фокусы” российского производства появились в салонах дилеров в конце 2002 года. Сегодня эти машины продаются уже на вторичном рынке. Но покупателей по-прежнему интересует главный вопрос: можно ли связываться с автомобилями российского происхождения?
Технологические ножницы
Однажды я заехал к знакомому продавцу “Форда” и внимательно осмотрел выставленный в салоне “Фокус”. Зазоры между кузовными деталями были не везде одинаковыми, а ребра жесткости на боковинах кузова в некоторых местах “спотыкались” на переходах крыло-дверь–дверь–крыло.
– Ты зачем кривую машину в салоне выставил – покупателей пугать?
– А ты найди на складе хоть одну идеальную, и я поменяю выставочный образец. Только можешь не искать – они все такие. На прошлой неделе одному хэтчбеку заднее стекло переклеивали. С одной стороны зазор в палец, с другой – за фонарь задевает…
По качеству сборки наши “Фокусы” действительно уступали европейским. Но не потому, что их делали в ЭТОЙ СТРАНЕ, – подбор персонала и производственная дисциплина на российском заводе “Форда” с самого начала были очень жесткими.
Причина в том, что стабильно высокое качество достигается двумя способами: либо максимальной автоматизацией при больших объемах выпуска, либо высококвалифицированным ручным трудом при мизерных тиражах. Когда производство перестает быть штучным, но еще не становится достаточно массовым, возникают технологические ножницы. Ручная сборка уже не позволяет скрупулезно выполнять каждую операцию, а внедрение высокоточных роботов и автоматических линий еще не оправдывает себя экономически.
“Фокус” первого поколения выпускали у нас в малых количествах – 10 000–20 000 экземпляров в год. Поэтому кузова во Всеволожске варили, окрашивали и собирали в основном вручную, с минимальным применением автоматики. Такие технологии по определению не позволяют добиться того же уровня и стабильности качества, как при массовом производстве. И неважно, кто работает на конвейере – русские или немцы.
Тканевая обивка…
Однако в эксплуатации специфика российской сборки практически не проявляется. Почти все комплектующие, включая агрегаты в сборе, поставлялись из Европы (соответственно, были европейского качества). Явный производственный брак вроде криво приклеенного стекла у того хэтчбека устранялся во время предпродажной подготовки или гарантии, а о возрастных болячках говорить пока рано. То, что кузова не начинают “цвести” через 4–5 лет, теперь норма даже для тольяттинских “десяток”.
Что же касается неидеальной подгонки деталей, “спотыкающийся” на переходах молдинг я видел на новеньком немецком “Брабусе” за $270 000. Опять же, малотиражное производство…
Так что российские “Фокусы” отличаются от европейских не столько качеством, сколько “русификацией” некоторых агрегатов и деталей. Например, салон у наших машин был европейским только в топ-версии “Гиа”. Младшие модификации шеголяли упрощенными обивками дверей без вещевых карманов, полностью обтянутых тканью. До дыр они пока не протираются, но засаливаются нещадно.
Зато “Фокус” стал первой иномаркой российского производства, предлагающей широкую гамму модификаций. Помимо трех двигателей и двух КП покупатели могли выбирать тип кузова: седан, 5-дверный хэтчбек или универсал, а также вариант исполнения: “Амбиент”, “Комфорт”, “Тренд” и “Гиа”. При этом для каждой из комплектаций предлагался широкий выбор заводских опций.
Базовый, совсем голый по оснащению “Амбиент” на рынке встречается редко. В “Комфорте” уже появляются передние электростеклоподъемники и кондиционер. “Тренд” отличается рулем, отделанным кожей, “противотуманками” и центральной консолью с отделкой под графит. Ну а топовая “Гиа” – это велюровый салон вместо тканевого и множество средств комфорта и безопасности уже в базе.
…и южноафриканский мотор
Еще до начала производства в России двигатели поставляемых к нам “Фокусов” адаптировали для работы на 92-м бензине. Но сделано это было настолько неудачно, что машины просто “не ехали”. Вместо того чтобы переделать программу адаптации или вернуть настройки под 95-й бензин, в “Форде” приняли соломоново решение. Заменили современный 16-клапанный двигатель “Зетек” объемом 1,6 л на древний 8-клапанный “Рокам” того же литража, выпускаемый южноафриканским филиалом.
Да, он надежен, крайне неприхотлив и, как все 8-клапанники, обладает хорошей тягой на малых оборотах. Но при объеме в 1,6 л выдает всего 98 сил мощности и неохотно раскручивается на верхах. Мотор годится лишь для спокойной, размеренной езды.
Казалось бы, 1,8-литровый 115-сильный “Зетек” должен быть гораздо более резвым и тяговитым. Но из-за неудачной адаптации под 92-й бензин он едет, как… посредственный 1,6-литровый двигатель. Если на шоссе лишние 8 клапанов и 200 “кубиков” объема все же приносят дивиденды, то в городе “адаптированный” 1,8-литровый “Зетек” едва поспевает за 1,6-литровым “Рокамом”.
Двухлитровый 130-сильный “Зетек” предлагали у нас только с АКП, что было явным маркетинговым просчетом. Дорогой по меркам “Фокуса” мотор плюс дорогая автоматическая трансмиссия, и как результат – вялые продажи 2-литровых машин.
В эксплуатации “Зетеки” зарекомендовали себя неплохо. По сравнению с “Рокамом”, разработанным специально для стран третьего мира, европейские моторы несколько более капризные. Однако принципиальных проблем у них тоже нет.
Механика или “автомат”
Ручная коробка, как и у всех европейских “Фордов”, отличается образцовой четкостью переключений. Но есть у нее и одна неприятная особенность – легкий шум на ходу, который издают подшипники дифференциала. С этим просто надо смириться. Однако похожий гул может издавать не сама коробка, а промежуточный подшипник правого привода, который обычно “подходит” к 100 000 км. Его, естественно, надо заменить.
Однако серьезных проблем у “механики” нет. Со временем может потечь сальник штока кулисы или лопнуть пружинка фиксатора рычага – он начинает болтаться. Иногда отказывает встроенный в коробку датчик скорости, из-за чего машина может остановиться. Но все эти неисправности устраняются малой кровью. Сцепление при правильном с ним обращении служит в среднем 100 000–150 000 км, масло в коробке не меняется.
Про 4-диапазонный “автомат” можно сказать только одно – надежен. Замена масла в коробке предусмотрена через каждые 60 000 километров.
Задняя подвеска перебирается единовременно
Отточенная управляемость, как известно, конек европейских моделей “Голубого овала”. Поэтому когда было принято решение об адаптации подвески “Фокуса” под плохие дороги (еще до начала производства в России), инженеры не просто установили более высокие пружины. На Дмитровском автополигоне долгое время работали испытатели “Форда”, которые учили ездить машину на “высокой” подвеске. В результате адаптированный “Фокус” почти не растерял изначально заложенных в конструкцию ездовых талантов. Это очень интересный для искушенного водителя автомобиль.
При этом шасси “Фокуса” оказалось еще и крепким. Почти все детали подвески, за исключением расходных втулок и стоек стабилизаторов, служат более 100 000 км, а некоторые – например, передние рычаги с шаровыми опорами – и вовсе более 150 тысяч. Правда, в задней подвеске в период 120 000–150 000 км все 8 рычагов придется поменять единовременно, что обернется весьма крупной тратой. Растянуть “удовольствие” не получится, поскольку к этому времени крепления рычагов намертво прихватывает коррозией, и менять их выборочно не представляется возможным.
В рулевом управлении возможны течь сальника насоса гидроусилителя (менять его лучше вместе со шкивом) и стук в рулевой рейке. Но если рейка постукивает при покачивании руля на месте, это не повод для беспокойства – в таких режимах она стучит почти на всех “Фокусах”. Приговором для рейки служат стуки на неровностях с ударами в руль, но такое даже на больших пробегах встречается нечасто.
Тормоза далеко не на всех российских “Фокусах” оснащены ABS. При этом на машинах с 1,6- и 1,8-литровым мотором сзади применяются барабанные механизмы, а на 2-литровых с “автоматом” – дисковые. Передние диски обычно выдерживают два комплекта колодок, задние – до трех. В барабанных тормозах к моменту замены колодок могут потечь тормозные цилиндры.
Покупаем?
Ожидать от “Фокуса” надежности “Короллы” или “Алмеры”, наверное, было бы наивно. Однако по европейским меркам он обладает среднестатистическим набором болячек, с которым вполне можно мириться. Главное, что среди характерных неисправностей, которые можно прогнозировать на четвертом-пятом годах жизни, нет катастрофических, способных разорить владельца. Хотя надо понимать, что любой подержанный автомобиль – кот в мешке.
Что же касается российской сборки, многие механики фирменных техцентров “Форда” сами ездят на таких машинах и не видят причин отказываться от их покупки. Тем более что российские “Фокусы” первого поколения предлагаются по очень привлекательным ценам – от $10 000 до $14 500 в зависимости от года выпуска (2002–2004), состояния, двигателя и комплектации. Для нашего дорогого вторичного рынка выгодная цена – аргумент очень сильный.
Новый, с гарантией, за те же деньги
В качестве альтернативы подержанному “Фокусу” можно рассматривать “Шевроле-Ланос”, “Хёндай-Акцент” или “Рено-Логан”. То есть предельно бюджетные модели классом ниже и, кстати, тоже российской или украинской сборки. Правда, с точки зрения эксплуатационных расходов любой из этих автомобилей будет однозначно выгоднее “Форда”.
Требуйте второй ключ
Если ржаветь кузова российских “Фокусов” пока не начали, то с лакокрасочным покрытием проблемы уже появляются. Краска облезает с порогов и протирается до металла под боковыми зеркалами и накладкой ручки багажника. Если говорить о кузове, следует также отметить отрывающуюся резиновую юбку переднего бампера и слабые на некоторых универсалах и хэтчбеках амортизаторы пятой двери. На холоде они могут не держать поднятую створку.
Претендующие на статистику отказы электрооборудования тоже имеются. У всех машин хотя бы один раз ломался переключатель стеклоочистителей. Иногда отказывает реле “дворников” – его можно разобрать и почистить контакты. Периодически перегорает обогрев зеркал. На машинах с обогревом сидений могут перетираться провода, подающие питание на “грелки” в подушках. Обычно их удается восстановить без замены нагревательного элемента. Если перестал работать вентилятор охлаждения двигателя, отказал либо его электромотор, либо перетерся подходящий к нему жгут проводки. Если машина оснащена кондиционером, со временем может сгнить переходник жгута проводов к компрессору или трубка высокого давления.
Но самое неприятное – износ шлицов ключа зажигания и личинок замков. Даже если дверными замками управлять кнопкой с брелока, владельцу “Фокуса” приходится пользоваться ключом для отпирания капота и лючка бензобака. Поскольку в замок капота неизбежно набивается грязь, а ключ в нем надо проворачивать с силой, шлицы на ключе и секретный механизм личинки через некоторое время съедаются. Чтобы не пришлось покупать комплект ключей с иммобилайзером и личинками, требуйте от продавца второй ключ. По нему можно будет подобрать личинку капота.
Бензиновые двигатели в эксплуатации
Свечи на всех моторах служат в лучшем случае 20 000 км, зачастую же их приходится менять через 10 тысяч. Но это мелочи по сравнению с бензонасосом, который стал головной болью для владельцев “Фокусов”. Сетка на входе в топливоприемник забивается грязью, и насос начинает работать с повышенной нагрузкой. Сначала сетки пытались промывать или менять, но, как выяснилось, это пустые хлопоты. Если насос уже начал гудеть, жить ему осталось недолго. “Форду” даже пришлось вдвое снизить цену бензонасоса, поскольку дорогостоящая деталь, которая в принципе не должна отказывать, в России стала расходным материалом.
Ремень привода вспомогательных агрегатов на всех моторах служит 80–100 тыс. км. Но если на “Зетеках” к этому времени замены требует только ремень, то на “Рокаме” обычно “подходят” и ролики.
“Рокам-1,6”
Единственное пожелание – почаще менять свечные провода, которые быстро теряют изоляционные свойства. Иначе свечи будете менять комплект за комплектом, а машина все равно будет плохо ехать и перерасходовать топливо.
“Зетек-1,8/2,0”
Эти моторы надо крутить. При езде внатяг от нашего бензина образуются отложения на клапанах, которые после выключения двигателя могут зависнуть в открытом положении. Последующий запуск, и клапаны встречаются с поршнями… На “Зетеках” со временем засоряется клапан холостого хода и блок дроссельной заслонки. До замены этих деталей дело не доходит – хватает промывки. Иногда отказывают индивидуальные для каждого цилиндра катушки зажигания.
Если покупаете 1,8-литровую машину и не уверены, что ремень с роликами меняли, лучше сделать это принудительно. Дело в том, что на рынок проскочила партия этих двигателей с бракованными роликами, способными порвать ремень.