Выбор авто
Сейчас обсуждают
Датчик...
Остатков авто не будет (кризис и дефицит автомобилей в 2014-2015 гг.)
Каждую зиму, из года в год перед желающими купить новый автомобиль встает один и тот же вопрос: когда решится на сделку?
В декабре, рассчитывая на новогодние скидки и сопутствующие подарки, или же в январе – когда новые автомобили в шоу-румах формально превращаются в «старые» (им исполняется год), а значит можно претендовать на еще более выгодные условия?
В стабильное время однозначного и правильно решения этой дилеммы не было. Все зависело от деталей: какая машина, что за сегмент, сколько стоит покупка. В сегодняшний кризис ответ очевиден: хватать выбранную модель нужно безотлагательно, прямо сейчас. Главным образом, в связи со стремительным ростом курса.
Уходящая неделя на автомобильном рынке выдалась особенно жаркой. Пик случился во вторник, 16 числа, когда в определенный момент времени, за доллар на бирже давали больше 80, а за евро – больше 100 рублей (рост в районе 25% за день)! В этих условиях горячие линии дилеров и производителей раскалялись, складские запасы бешено таяли, а в кассы автосалонов выстраивались очереди.
На фоне ажиотажного спроса в СМИ появились сообщения о приостановлении продаж в ряде дилерских холдингов, причем как в столице, так за МКАДом. В Москве о паузе объявили «Major», «Авилон», «БалтАвтоТрейд». В Казани некоторое время не продавали автомобили в салонах компании «ТрансТехСервис» и «КАН-Авто» — крупнейших игроках региона (доля рынка значительно больше 50%).
Причина у всех одинакова – неясность в поведения курса. Хотя, если говорить о машинах, уже отгруженных дилеру и выкупленных у импортера (представительства), то в этом есть определенная доля лукавства и спекуляций, поскольку все платежные операции проводились еще до пикового минимума рубля.
Другое дело, что таких автомобилей с каждым днем становится меньше абсолютно в любом сегменте. В настоящий момент спрос зашкаливает на всё, причем как со стороны физических лиц, так и со стороны серых дилеров, скупающих автомобили оптом и рассчитывающих на их последующую перепродажу по большей цене. Цены, кстати, уже выросли практически на все марки, но определенно еще не достигли предела потенциального роста. Логично, что в ожиданиях дальнейшей индексации стоимости машины все равно покупают, причем в основном за наличность.
Доля кредитных покупок всерьез сократилась по целому ряду причин: согласование займа требует времени (а в это время растет цена и сокращается предложение), банки опасаются невозвратов и отказывают, а покупатели сомневаются в возможности обслуживания кредитов. Решаться на машину в кредит можно лишь в одном случае: если у Вас уже накоплена подавляющая стоимость конкретной модели, и Вы уверены в будущей платежеспособности по кредиту.
Любопытно, что и некоторые импортеры заморозили поставки новых автомобилей дилерским холдингам. В их числе оказались Audi, а также концерн Jaguar-Land Rover. Возможно, в кулуарах остались примеры и по другим брендам.
Производители ждут стабилизации валютного рынка. В настоящий момент они понимают: повышения цен не сдержать, однако его размер – вопрос еще не закрытый. Серьезный рост стоимости бесспорно обвалит рынок: покупать будут значительно меньше, дилеры разорятся (значит есть риск потерять рынок некоторых регионов), а производители заметно недосчитаются прибыли.
Такая ситуация – подходящая почва для передела рынка, поскольку при сдержанной индексации цен есть шанс всерьез увеличить долю присутствия и продаж марки в России. Возможность осуществить такой план значительно выше у фирм с производством в России и максимизированным процентом локализации. Именно над последним и кипит работа в кабинетах и офисах этой группы производителей, тем более, что Владимир Путин обещал помощь, в случае преодоления планки локализации в 50%. В офисах тех, у кого нет производства в России, сейчас сокращают квоты, корректируют планы и оптимизируют издержки на 2015 год.
В 2015 и покупателей, и машин в салонах будет значительно меньше. Ликвидные автомобили 2014 года закончатся еще до 31 декабря. Остатков не будет. Не случайно, впервые за долгое время, в течение одного месяца иностранные автозаводы в Санкт-Петербурге (GM, Toyota, Nissan, Ford) не приостанавливали производство (последний раз такое было в апреле), а выпускали продукцию, причем не на склад, что обычно характерно для конца года, а непосредственно под клиентов.