Новости
Сейчас обсуждают
Три маленькие разницы
8 Марта – близко-близко. Но вы еще успеете подарить любимой самый выгодный супермини.
С думой о “Фокусе”
Машинки класса B у нас все еще считаются женскими. Думается, пройдет еще годик-другой, изживет себя и этот анахронизм. А пока идем на поводу общественного мнения и массового сознания. Весной самое время подбирать городского малыша – для себя ли, для подруги ли. Но есть одна загвоздка. Называется она русский “Фокус”.
Теперь можно купить прилично оснащенную модель гольф-класса меньше чем за 13 тысяч долларов. Еще совсем недавно столько просили (и получали!) за супермини – автомобиль классом ниже. Зачем платить больше, если за те же деньги можно взять автомобиль престижнее?
Тогда давайте поставим задачу так: найти супермини дешевле 12 тысяч, причем с чистокровным происхождением, приемлемой динамикой и хорошим оснащением. Возможно ли все и сразу, да еще и за земные деньги?
На помост вызываются трое. “Шкода-Фабия” – лидер отечественного рынка супермини, “Опель-Корса”, начавший свою карьеру в России за упокой, но в последнее время стремительно набирающий поклонников, и “ФИАТ-Пунто”, продажи которого у нас в стране можно назвать просто аховыми.
Маленькая собачка до старости щенок?
Любопытно, что такую разницу в популярности объяснить можно чем угодно, только не разным имиджем этих машин. Ведь “Шкоде” до определенной степени мешает ее социалистическое прошлое, ФИАТу – “жигулевское” наследство, а “Опелю” – необъяснимое пренебрежение, которое наши соотечественники питают к этой марке, считая ее наименее престижной из “большой немецкой четверки”.
Что же касается маленьких собачек – не рассказывайте об этой поговорке владельцам пекинесов, йоркширских терьеров и мексиканских хохлатых собачек. Хлопот не оберетесь. Ведь стоят эти хвостатые бесенята чуть ли не как новенькие “Жигули”, а капризничают даже похлеще подержанных… Но мы отвлеклись. Похоже, утверждение, что в России и в грош не ставят машины меньше “девятки”, уходит в прошлое. Да и как не уважать такой супермини, как “Фабия”? В конце концов, “Шкода” короче “зубила” лишь на 5 см. Сущая ерунда! Зато на такой не стыдно отправиться хоть на премьеру в Большой театр, хоть на прием в “Балчуг”.
А чем хуже ФИАТ или “Опель? Они, как и “Шкода”, конечно, не из дворян – оставим роль господ новому “Мини” и “мерседесовскому” А-классу – так, разночинцы, мелкая буржуазия. Но и не пролетарии. Владельца, и уж тем паче владелицу такого автомобиля, сложно заподозрить в плохом вкусе – разве этого так уж и мало?
А мне милей не шумные, милей одноэтажные…
Разумеется, это дело вкуса, но лично у меня дизайн маленьких автомобилей вызывает наибольшую симпатию. Большой вседорожник и при отсутствии стиля привлекает внимание хотя бы своими размерами. У создателей супермини задача сложней. Во-первых, заставить кроху выделяться в толпе грузовиков, автобусов и трамваев. А во-вторых, сохранить фирменную индивидуальность и при этом нравиться всем. Пожалуй, дизайнеры “Шкоды” и “Опеля” отлично справились со второй частью задания, а вот с первой не слишком получилось...
Современные и ладные каждый по-своему – “Опель” игриво-круглый, “Шкода” – строго-прямоугольная, оба автомобильчика кажутся симпатичными, но не более. Монументальная хромированная решетка радиатора “Фабии” может вызвать ироническую улыбку, а оригинальных фонарей-бумерангов на задних стойках “Корсы” явно маловато для звания королевы красоты.
“Пунто” заметно веселей. Внешность ФИАТа не просто не раздражает, а заставляет учащенно биться сердце. Лихая косая подштамповка на боку украшает машину, как шрам мужчину, скульптурно вылепленные задние стоп-сигналы напоминают античные фрески, миловидная и хитрая физиономия влюбляет в себя. Красив негодник! Задорные спортивные нотки слышны даже в форме бамперов. Единственная недостающая деталь в этом архитектурном ансамбле – легкосплавные колеса. Ну, да это дело наживное. Что помешало “Пунтику” набрать высший балл? Может быть, чуть излишняя ершистость. Ведь колючки по нраву далеко не всем.
Меблированные комнаты
Интерьер автомобиля – продолжение его внешнего вида. Неудивительно, что “Шкода” и внутри – образец безупречного вкуса и покоряющей сдержанности. По дизайну она, как монашеская ряса – ни одной ужимки, ни намека на фривольность. Зато качество изготовления! Представляете, здесь нашлось место даже для хрома. Да-да, комплектация “Элеганс” подразумевает хромовые цацки! Но даже без этого слегка детского кокетства – к лицу ли сережки пятилетней моднице? – “Шкода” выглядит убедительно. Пластик на панели мягкий не только на вид, но и на ощупь. А разве не впечатляет подгонка деталей? А эргономика? Все отлично читается, все здорово сгруппировано, все находится под рукой. Сесть сзади? Не вопрос. Мы уже не раз говорили, что в этом компоненте “Фабия” обыгрывает даже “Октавию”. Вот и еще разок повторили…
Единственная бюджетная деталь во всем салоне – дешевая лямка закрывания багажника. Но порой салон “Шкоды” выглядит как квартира, в которой только что закончили евроремонт: постелили паркет, поклеили шикарные обои, выложили дорогую плитку, но еще не завезли мебель. Стыдливых заглушек “на бороде” немало, стандартное место под магнитолу отпугивает воришек удручающей пустотой. Черные дыры, разумеется, можно заполнить полезными и не очень прибамбасами, вот только цена автомобиля выйдет далеко за пределы установленного нами минимума в $12 тысяч.
“Корса” куда демократичнее. Здесь обошлись без хромированной посуды, зато и пирогов на тарелке побольше. Сборка, между прочим, тоже на высоте, а по простору на заднем сиденье “Опель” выглядит даже предпочтительнее. Так что упрекнуть можно лишь немного банальный дизайн. Типовая квартира, если угодно, общественная приемная. Но никак не авторский интерьер.
А любителей сногсшибательной экзотики попрошу в ФИАТ. Эта квартирка нечто среднее между лавкой фокусника и карнавалом в Рио. Но самое удивительное – в сумасшедшем буйстве кнопочек, ящичков, дефлекторов, кармашков, как и в любом хаосе, есть своя логика. К управлению кондиционером претензий нет, музыкой вообще “рулишь” одним пальцем, подстаканники под рукой, “бардачок” весьма вместительный, обзор отличный. Конечно, сверхоригинальные ручки дверей понравятся не всем, а поводки зеркал просто позор. Зато сиденье с длинной подушкой, услужливой, но не излишне жесткой боковой поддержкой и четырехдиапазонной регулировкой попросту влюбило в себя. Сзади, правда, в “Пунтике” потеснее, чем в “Корсе” и “Фабии”, – полбалла долой – но жить-таки можно. Печально знаменитая итальянская сборка? Никаких следов. Единственное – на непрогретой машине где-то в области передних стоек посвистывает сверчок. Ну, да с кем не бывает...
Меньше – значит лучше
Обычно базовые моторы для супермини – натуральные чахотки. На 50-сильной литровой “Фабии” хорошо посылать разве что за смертью. По большому счету минимально приемлемым для “Шкоды” должен быть 68-сильный “один и четыре”. Хотя и он в общем-то ни рыба ни мясо: скромный объем, архаичная конструкция – всего два клапана на цилиндр, да еще и придушенный экологии ради. Словом, сев за руль, быстро понимаешь – здесь нам кушать не дадут. И точно – это просто мотор для спокойного перемещения в пространстве. Не бойкий внизу, не радостный наверху. Да и не шибко экономичный. Характеру “Фабии” подошел бы “фольксвагеновский” 75-сильный 1,4 л, так что если у вас денег куры не клюют – рекомендуем.
Представляете, как на этом фоне приятно удивили ФИАТ и “Опель”! Даром, что рабочий объем их двигателей поскромней – всего 1,2 литра, но толку от них куда больше. 80-сильный “Пунтик” – это та еще заводная игрушка: повернул ключ, она и помчалась. Уже после первых километров в “фиатик” просто влюбляешься. Только чуть-чуть побольше газу на старте и поаккуратнее с невероятно короткой педалью сцепления – ее рабочий ход раза в два меньше, чем у “Фабии” – и веселая поездка обеспечена. 16-клапанный моторчик не жужжит, не надрывается, не тошнит и даже не везет, а бежит – весело, лихо, с ветерком. Обычно в оправдание слабоватому мотору принято говорить, мол, для города его хватает – “Фабия”, ау! – а вот двигатель “Пунто” сгодится и для автострады.
1,2-литровый “опелевский” “Экотек” тоже живчик. За ФИАТом он может быть и не угонится, но и ущербным своего хозяина не выставит. Вполне адекватный разгон. Однако наша “Корса” к тому же была оснащена полуавтоматической коробкой передач “Изитроник”, которая интересна сама по себе.
Зимний рецепт
Инструкция по эксплуатации “Опеля” гласит: “Оставляя автомобиль на стоянке, переведите рычаг “Изитроника” в положение N (“нейтраль”) и затяните ручник”. Однако зимой такая парковка может привести к обмерзанию задних тормозов. Чтобы избежать неприятного сюрприза, поступайте следующим образом: припарковавшись, переводите “Изитроник” в ручной режим, включаете 1-ю передачу и глушите двигатель. И машина не укатится, и тормоза не прихватят.
Это не “автомат” в полном смысле, а механическая коробка, в которой за водителем остается лишь процесс выбора передач – мудрить же со сцеплением поручено компьютеру. Понравился ли нам “Изитроник”? В общем и целом – да. Конечно, плавности переключения полноценного “автомата” здесь нет. При активной езде в полностью автоматическом режиме “Изитроник” работает, пожалуй, грубовато – ощущаешь толчки, как будто передачи переключает вчерашний выпускник автошколы. Но при спокойном стиле вождения рывков не наблюдается.
Та же картина в ручном режиме. Если повышать передачи, не снимая ноги с газа, будьте готовы к легким потряхиваниям. Но стоит при переключении на мгновение убрать ногу с педали акселератора – я привык это делать очень быстро – и все тип-топ. Зато как удобно тормозить двигателем – два легких покачивания на себя, и с четвертой “Корсочка” уже перешла на вторую. Для новичка просто находка! Про стояние в пробках и речи нет. Аппетитна и цена. За “Изитроник” просят $550, в три раза меньше, чем за полноценный “автомат”. Догадываетесь, за что своими дензнаками голосуют покупатели “Корсы” в России? Конечно, за “Изитроник”.
Мал, да удал
Повторимся, жаль, что 75-сильный “фольксвагеновский” двигатель откровенно дорог для “Фабии”. Ведь с таким мотором возможности шасси “Шкоды” раскрылись бы в большей мере. Ее управляемость ни в коем случае не назовешь спортивной, но наверняка – академически правильной, выверенной, предсказуемой. Жестковатое шасси убивает любую раскачку в зародыше. В поворотах “Фабия” показывает близкую к нейтральной поворачиваемость. И все, что мешает назвать этот автомобиль драйверс-каром – немного пустоватый руль, да мотор без гонора. Типично женский вариант.
“Корса”, кстати, управляется ничуть не хуже. Жесткий кузов, упругая подвеска, неплохо настроенный усилитель руля – этот “Опель” отнюдь не профан в поворотах. Точно так же, как и “Шкода”, автомобиль не плывет на волнах, позволяя держать высокую скорость на шоссе. Зато более тяговитый и мощный двигатель позволяет не просто ехать, но и, когда пожелаешь, немного порезвиться.
На “Пунто” же вообще хочется забросить все дела подальше и просто уехать кататься. Насторожила лишь невысокая энергоемкость подвески. А в остальном – песня! Во-первых, здесь самый “острый” руль, во-вторых, отзывчивое на приказы водителя шасси, которое отлично дополняет боевой характер мотора. Не супермини, а горячий – ну о’кей, пусть будет теплый – хэтчбек. Главное, на пределе ФИАТ не пугает водителя слишком острыми, типа “Пежо-206”, реакциями. Да “Пунто” вовсе и не заставляет вас ехать агрессивно. Забудьте о классном двигателе и о возможностях шасси, переключите двухдиапазонный усилитель руля “Дьюл-драйв” в режим “Сити” и расслабьтесь – теперь даже в самой страшной пробке вам будет покойно и уютно, как дома на диване.
Маленький “Мерседес”
Хворый мотор может скрыть в “Шкоде” задатки автомобиля для водителя, но испортить впечатление от комфортабельности машины он, конечно же, не в состоянии. С чего начать? С того, что у “Фабии” лучшая среди всех супермини шумоизоляция? Внутри она, как маленький “Мерседес-Бенц”. Или, может быть, лучше пропеть дифирамбы подвеске? Замечательно энергоемкая, она если и жестковата, то в меру – ровно настолько, чтобы водителя не покидала уверенность: “даже если поймаем яму, ничего страшного”. Стоит ли за это скидывать полбалла? Я бы, наоборот, прибавил.
А вот инженерам ФИАТа не грех бы поучиться настройке подвески у коллег из Млада-Болеслава. Если с мелкими неровностями “Пунто” справляется, то более серьезные изъяны передаются на кузов. К тому же есть подозрение, что, зевнув даже неглубокую яму, можно пробить подвеску. Щепотка жесткости здесь явно бы не помешала. Может, просто установить пакет для плохих дорог?
Ведь именно так поступили на “Опеле”. И “Корса” теперь справляется с “буераками, реками, раками” ничуть не хуже доморощенных “Жигулей”. Да, чуток жестковато, зато на сэкономленные на внеплановой замене стоек стабилизаторов деньги можете купить сувенир теще. Жизнь заиграет новыми красками.
Безопасность из вашего кармана
Если неизбежность краш-тестов “ЕвроNCAP” известна создателям машины заранее – это очень хорошо. Неудивительно, что все три супермини держались молодцом, когда их били “мордой об столб”, получив 4 звезды. Да только за безопасность во всех трех машинах придется доплачивать отдельно. Ведь в базе водительская подушка безопасности есть только у “Корсы”. Желаете боковые эйрбеги и надувные занавески? Несите ваши денежки. Та же история, например, и с АБС. “Опель”, правда, может похвастать складывающимся при ударе педальным узлом. Впрочем, как показывают все те же европейские краш-тесты, хваленая система PRS эффективно срабатывает далеко не всегда.
Точки на i
К сожалению, уровень доверия в обществе не вырос до такой степени, чтобы можно было вводить устные деньги. А раз так, засядем за калькуляторы. Тут-то и выясняется, почему при всех плюсах “Пунто” маленький ФИАТ пока не пользуется в России популярностью. Дилеры жалуются на отсутствие версии с “автоматом” – такие модификации, к слову, доберутся до шоу-румов уже нынешней весной – но дело еще и в цене. Тут-то “Пунтик” и подкачал. Базовая комплектация машины весьма щедра – кондиционер, водительский эйрбэг, противотуманки, корректор и омыватель фар, подогрев сидений, иммобилайзер и гидроусилитель руля “Дьюл драйв” – но только стоит все это немало. За пятидверку просят $12 600, трехдверный кузов на пять сотен у.е. дешевле. “Дзы-ы-ы-нь!” – неправильный ответ, переход хода. Потому как “Пунто” пусть талантливый, но все-таки супермини, влезает на территорию русского “Фокуса”. Жаль, что дилеры ФИАТа слишком многое решают за покупателей. Впрочем, возможно, ситуация изменится с появлением на нашем рынке менее мощных 60-сильных “Пунто”.
“Фабия”, хоть и не без труда, норму ГТО выполнила. “Шкоду” с 68-сильным мотором в приемлемой комплектации – а это будет “Комфорт” с добавлением кондиционе-ра – потянет примерно на $11 600. Побывавшая у нас на испытаниях версия “Элеганс”, включающая обязательные литые диски и хромовую отделку салона, – уже $12 300. Пожалуй, это чересчур.
Выгодней всех выглядит “Корса”. За топ-версию “Комфорт” просят всего $11 190. Действительно “всего”, ведь цена включает 2 подушки безопасности, кондиционер, электростеклоподъемники спереди, электропривод и подогрев зеркал, центральный замок с дистанционным управлением, раздельно складываемую спинку дивана и даже вполне приличную магнитолу. Более того, до пограничных 12 тысяч можно заказать литые диски или четыре дополнительных эйрбэга или, что поважнее будет, весьма практичный “Изитроник”.
“Корса” позволяет сэкономить даже еще больше. Скажем, комплектация “Бэйз” (Base), дополненная кондиционером и электрическими стеклоподъемниками, не превысит $10 200. Такое предложение еще поискать.
Мы решили:
“Пунто” – это маленький спортивный снарядик, спрятанный в кузове городского супермини. Симпатичный, стремительный, юркий, озорной. Не знаю, что по этому поводу думает прекрасный пол, но мне “Пунтик” из троицы претендентов наиболее симпатичен. Вот только дорог, стервец. Именно неконкурентоспособная цена и дорогое дополнительное оборудование не позволили ФИАТу сражаться за победу. И средний балл отправил итальянского проказника хоть на почетное, но все же третье место.
“Шкода-Фабия” не смогла пробудить столько ярких впечатлений, как “итальянец” – мотор не тот! – зато в номинации “самый солидный маленький автомобиль” у “Фабии” нет равных. Презентабельность, дорого отделанный и просторный салон, великолепная шумоизоляция. Это все плюсы, причем весьма жирные. Минусы? Не слишком убедительное соотношение цены, базового оборудования и отнюдь не дешевых опций. Может быть, как раз поэтому продажи “Фабии” – общая оценка – забуксовали?
Зато набирает ход “Корса” – . И неудивительно, ведь современный, хорошо оснащенный, просторный и вполне полноценный по ездовым качествам автомобиль продается за вполне земные деньги. Именно поэтому, даже отдавая должное заводному характеру ФИАТа и представительности “Шкоды”, самым выгодным приобретением все равно остается – “Корса”. С чем мы ее и поздравляем!