Новости
Сейчас обсуждают
Французская эволюция
Renault Megane II: стать бестселлером мешает менеджмент
Когда в 60-е годы советское правительство раздумывало о судьбах отечественного машиностроения, главным мотивом выбора зарубежного партнера для прорыва в автомобилестроении стали не экономические, а политические пристрастия. В итоге на берегах Волги обосновался автозавод и прилагающиеся к нему производства, построенные по итальянским лекалам, — мы решили сделать ставку на левое итальянское правительство, где тогда заправляли коммунисты. К тому же, выбирая между «Renault» и FIAT, сравнивая модели FIAT 124 и Renault 16, первый показался нашим чиновникам прозаичней и понятней, второй — затейливей и загадочней.
И кто знает, как бы пошла эволюция отечественного автопрома, если бы КПСС не протянула руку помощи итальянским коммунистам. Ведь французы предлагали заведомо более совершенную и интересную машину, да и несколько иные условия сотрудничества. К тому же с итальянской стороны партнером выступила частная фирма, а в случае с «Renault» ею бы стала структура государственная. И если бы ставку сделали на французов, появился бы шанс уже тогда начать ездить на переднем приводе, и в стране случилась бы не вечная заднеприводная «классика», а более приличная машина. То есть эволюция нашего автопрома (всегда очень сильно смотревшего на заграницу) могла бы пойти по более интересному и прогрессивному пути.
Renault Megane II — автомобиль, иллюстрирующий наши упущенные возможности. Если «Renault» пришел к такому явлению, как Megane II, то, будь у нас не разовая акция помощи компартии, а серьезная многолетняя программа экономического сотрудничества, вполне возможно, что часть эволюции, проходившей в фирме «Renault», протекала бы на наших глазах и служила бы учебником по развитию автомобильной инженерии.
Renault Megane II — машина с большой буквы. И если с кузовом хэтчбек это неоднозначный автомобиль, способный вызвать гамму чувств в диапазоне от испуга и недоумения до восторга и осмысленного любования нетривиальным дизайнерским решением, то более спокойный седан — образец гармонии и не встречающегося сегодня умения создать облик, завязанный на один основной стилеобразующий элемент, которым в данном случае стала эмблема фирмы. Ромб послужил отправной точкой для всей архитектуры кузова. И проработан он во всех внешних деталях, начиная от решетки радиатора, головной оптики, общего силуэта и заканчивая крышкой багажника. Даже не верится, что на один автомобиль было излито столько мастерства.
Под органичной и с большим вкусом проработанной внешностью Renault Megane II седан расположилось отличное шасси с мотором, который вызывает не меньшую зависть, чем все прочие особенности машины. На примере этого двигателя видно, насколько далеко ушло вперед мировое и, в частности, французское двигателестроение. Вроде бы о чем говорить — 16-клапанный мотор объемом 1,6 л. Но с этого объема французы уверенно получают 115 л.с. отдачи. Причем, несмотря на «удушающий» катализатор и нормы «Евро-3», чувствуются все 115 л.с. Ни одна «лошадь» не пропала, все в деле.
Едет с этим двигателем Megane II упоительно. Короткая первая передача дает возможность хорошо стартовать, а дальше в коробке все передачи более «длинные» — и на любой можно ехать с немного неавтомобильным чувством легкости и подозрительного в условиях города простора. И сама коробка передач может служить одновременно образцом для подражания и поводом для рыданий наших конструкторов, которым так и не удалось сделать ничего подобного. Передачи переключаются с оружейной четкостью, как досылаемый патрон в винтовке системы «Маузер». Ход рычага при этом очень удобный. Про него не скажешь, что он короткий или длинный, — он оптимальный.
Но, как известно, если шасси хорошее, машина поедет с любым мотором. Шасси же Renault Megane II отличное. Дорогу автомобиль держит так, словно у него не так называемый «псевдоMcPherson» спереди и просто балка сзади, а сложная многорычажная конструкция. В любой поворот Megane II заходит по той траектории, которую выберет водитель. И не сходит с нее. При этом электроусилитель руля с переменным усилием настроен настолько точно, что во всех ситуациях служит помощником и ни при каких обстоятельствах не мешает. Кроме того, что он тяжелеет в повороте, очень хорош на трассе на больших скоростях, так еще и обретает легкость в городских маневрах, и особенно на парковке. Настройка электроусилителя руля Megane II — еще один повод вздохнуть по поводу чужой эволюции, обошедшей нас стороной.
Любой Megane II «от рождения» имеет АВС (Bosch 8.0). Люди, обученные жизни нашими машинами, точность работы тормозов воспримут с недоверием. Как всякая уважающая клиента электронная система, АВС ведет себя тактично и не толкает по педали в случае срабатывания. Она аккуратно вздрагивает под ногой и добавляет странных звуков в отлично настроенную акустику салона, шумоизоляция которого соответствует автомобилю более высокого класса. Это, кстати, еще один повод для тяжкого сожаления по поводу обошедшей нас эволюции. Двигателя в Megane II не слышно ни на каких режимах. Просто в самый тяжкий момент, когда обороты стремятся к 7000, появляется даже не звук, а ощущение натуги мотора, заполняющее собой пространство салона, да и душу.
Как и полагается всякому современному Renault, у Megane II вместо ключа зажигания радиочастотная карта Renault с дистанционным управлением. Штука, может быть, и бесполезная, но зато как игрушка — очень удачная. Вставляешь ее в гнездо, нажимаешь на педаль тормоза («защита от дурака») и жмешь кнопку «Start». Megane II оживает, вспыхивают контрольные лампы, крутится стартер, и запускается двигатель. Очень похоже на аттракцион для взрослых. Весьма увлекательно. Кстати, у Megane II нет ни одной замочной скважины. Двери и багажник открываются с этой карты, хотя в случае гибели аккумулятора пластмассовая накладка на дверной ручке снимается и под ней обнаруживается замок под ключ (выдается каждому покупателю на всякий случай).
Отдельный повод для восторга — пространство салона и эргономика всех посадочных мест. Конечно, о водителе конструкторы заботились больше, чем об остальных. Ему даже организовали регулируемый поясничный подпор и лифт, меняющий высоту кресла. Но при этом диапазон французы все же ограничили по своему разумению, не дав возможности упасть на самое дно. Они посчитали, что даже в крайнем нижнем положении водителю Megane II полагается быть на высоте. Руль регулируется и по высоте, и по вылету. Но в том и особенность автомобиля, что трогать руль вовсе нет нужды, он удобен в любом положении. И сам обод очень удачный по сечению, диаметру и фактуре. Его приятно держать голыми руками, с первой минуты снимая перчатки, даже если салон еще недостаточно прогрелся после ночной стоянки. Подрулевых переключателей в комплектации Expression три. Два привычных и один управляющий музыкой. Левый при этом, как ему и полагается, переключает режимы освещения. И где-то в нем таится функция «автоматического включения света в зависимости от наружной освещенности». Подразумевается, что Megane II сам в состоянии понять, когда и что ему включать. Но придумали и отладили эту функцию французы, скорее всего, утомленные долгой рабочей неделей и мечтающие о неспешной размеренности выходных. По какому алгоритму и что в итоге включается, понять довольно сложно. Зато все происходит спокойно, не торопясь. Поэтому в какой-то момент замечаешь, что фары уже горят. Или еще горят. Хотя вроде и так светло, и нечего пугать окружающих. Так же по-особому работают дворники. Хочется брызнуть «незамерзайки» на стекло, но вместо привычных трех взмахов их четыре. А потом, через паузу в несколько секунд, еще один. Видимо, чтоб убрать подтеки. Даже если их нет.
Кроме того, Megane II в исполнении Expression насыщен и другими приятными особенностями, которые для краткости принято обозначать словом «комфорт». Печка бережно согревает, подавая теплый воздух с радушием и щедростью, а сопла при этом расположены так, что, например, ноги отогреваются сразу обе, потому что точек обдува четыре, а не одна. У пассажира, кстати сказать, тоже четыре «горячих источника».
А ведь Megane II не в меньшей степени адресован и пассажирам. И если сидящему впереди вроде бы полагаются пространство и комфорт почти наравне с шофером, то сидящим сзади аналогичной щедрости обычно не достается. Но только не в Megane II. Ведь не все сразу понимают, насколько огромен этот автомобиль. Он даже по паспорту больше «Москвича-2141» и без трех сантиметров Octavia. Но организовано пространство иначе. За спиной даже самого рослого водителя сидящему сзади остается столько места, что можно ехать, закинув ногу на ногу. На глаз кажется, что для ног задних пассажиров остается не меньше 35 см. А сколько простора над головой и по бокам! Трое сзади — еще не предел. Если четвертая — теща, то и ее можно смело сажать, вполне поместится.
Инженеры «Renault», оставив столько места сидящим сзади, явно намекнули, что с кузовом седан это машина может служить и в представительских целях. Свой намек они очень аккуратно дополнили, инсталлировав в задние двери шторки, которые, когда понадобится, скроют пассажиров от чужих взглядов. Такая же шторка есть и на заднем стекле. А кроме того, видно, с каким старанием инженеры конструировали задний подлокотник, — он двухъярусный и многофункциональный. Внутри — подстаканники, держатель для трех авторучек и бокс формата А5. Единственное «но» для задних пассажиров — это «детские замки». По легенде, они блокируются с водительской двери и заодно парализуют стеклоподъемники. Но на тестовом Megane II стекла опускались и поднимались, а вот открыть задние двери изнутри так и не удалось. Попытка победить «детский замок» по привычному алгоритму — что-нибудь там нажать или пошевелить — результата не дала. Единственная «лишняя» деталь замка, к которой были применимы усилия, в итоге вызвала желание побороться с ней при помощи зубила. Поэтому каждый раз задние двери распахивали сидящие спереди, что со стороны смотрелось очень элегантно.
А самая сложная и загадочная составляющая комфорта Megane II — CD-ресивер. Обучению игре на этом приспособлении посвящена небольшая книжка, прилагающаяся к автомобилю. Люди, привыкшие к борьбе с мобильными телефонами настолько, что умеют самостоятельно менять прошивку, с ресивером общий язык найдут быстро и без мучений. Но для тех, кто так и не понял, зачем мобильники совмещают с фотокамерами, считая, что телефон нужен исключительно для того, чтобы звонить, с ресивером не договорятся даже при помощи инструкции, которая в довершение ко всем проблемам не имеет русского языка.
Зато отдельной похвалы заслуживает огромный багажник Megane II. Чтобы разглядеть, что там в его глубинах, предусмотрена подсветка. Под полом отсека — полноценное запасное колесо и много всяких ячеек для инструмента и мелких предметов. На тест Megane II был выдан с установленной в бампере буксирной проушиной. Ее тут же вывинтили и бросили в багажник, за неимением времени не мучаясь поиском штатного места. В результате железяка канула куда-то в недра и так и не отозвалась ни единым звуком за все время поездки. Шумоизоляция поглотила все и сразу. Еще один привлекательный штрих чужой эволюции — полка багажника поднимается по частям. Чтобы залезть за крупным предметом, например за колесом, она поднимается целиком, а если нужно положить мелочь, можно поднять только передний край. Прекрасное решение.
Над заливными горловинами и лючками бензобака сейчас упражняются все фирмы. Традиционные решения отвергнуты, и инженеры вовсю экспериментируют. На Megane II лючок открывается только снаружи и только пальцем. По зиме, когда рука в перчатке, приходит мысль об отвертке. А пробки нет. Сразу клапан, а на внутренней стороне лючка — большое резиновое изделие, выполняющее функцию пробки, и клапан закрывает наглухо. В результате заправщик не всегда успевает понять, что уже все открыто, а у водителя возникает тревога, что явно чего-то не хватает. Получается на одно привычное действие меньше, и кажется, будто потерял пробку бензобака.
А самый выдающийся штрих к портрету автомобиля — это изящество, с каким размещена и — что особенно ценно — исполнена пепельница. Она сделана в виде маленького мусорного бачка, облик которого знает любой француз. Устанавливается на тоннеле возле рычага и за ненадобностью оставляется дома как карандашница. А в случае использования по прямому назначению весьма уместно исполняет свою функцию и, если нужно, легко чистится, после чего ставится на место. Именно такие милые, но при этом безупречно исполненные детали удостаиваются высших премий за дизайн.
...Renault Megane II SED 1.6 Expression — очень удачный пример эволюции автомобиля. Он прекрасно задуман, безупречно спроектирован и красиво исполнен. И если бы не крайне низкий профессионализм тех, кто занимался продвижением столь удачного изделия на нашем рынке, Renault Megane II стоял бы в одном ряду с успешно продающейся Toyota Corolla.