Новости
Сейчас обсуждают
Компакт или мини?
Созданный на базе Astra компактвэн Opel Zafira несколько уступает в габаритах своему сопернику, минивэну Ford S-Max, который базируется на платформе Mondeo. Однако оба способны вместить до семи человек, небезосновательно претендуя на звание настоящего семейного автомобиля.
Если Zafira в развернутых представлениях не нуждается (модель продается у нас с 2002 года, а нынешнее второе поколение немецкого компактвэна дебютировало в 2005-м), то S-Max — машина сравнительно новая и еще малознакомая отечественному автолюбителю, но уже ставшая европейским «Автомобилем года» — заслуживает более подробного описания.
В минувшем году на смену удачной, но определенно устаревшей флагманской модели европейского отделения «Ford», Galaxy MPV (брату-близнецу VW Sharan и SEAT Alhambra), пришло сразу два автомобиля — полноразмерный минивэн Galaxy и его более компактный и спортивный собрат S-Max. Являясь творческим развитием привлекшего внимание публики SAV Concept (он, кстати, демонстрировался на Московском автосалоне 2005 года), наш герой был призван заполнить пробел между традиционными утилитарными MPV и компактвэнами типа Focus C-Max. И, надо сказать, удар пришелся прямо в точку. Обладая основными качествами, присущими семейному транспортному средству (просторный салон, где при необходимости могут путешествовать до семи человек, и вместительный багажник), новинка оказалась еще и весьма динамичным автомобилем, способным доставить истинное удовольствие за рулем. Великолепно настроенное шасси, широкая линейка двигателей (два бензиновых и два дизельных) и, наконец, ультрасовременный выразительный экстерьер, решенный в ключе «кинетического дизайна»…
Однако яркая внешность — не основное достоинство семейного автомобиля. Все самое интересное у такого рода машин внутри. И наши герои ожиданий не обманывают.
Благодаря фирменной системе трансформации салона Flex7 Zafira легко превращается хоть в микроавтобус, хоть в грузовой фургон. Правда, вопреки красивым сказкам рекламных буклетов волшебство не лишено некоторых шероховатостей. К примеру, средний ряд сидений «немца» можно двигать (выгадывая дополнительное пространство для багажа) и складывать только целиком. А в третьем ряду рослым людям будет, мягко говоря, тесновато. К тому же обитатели «багажных» мест смогут попасть в салон лишь попросив оттуда пассажиров среднего ряда — ведь сперва необходимо сдвинуть вперед диван и поднять его монолитную подушку в вертикальное положение, освободив достаточной ширины проход. (С другой стороны, дети, для которых и предназначены кресла третьего ряда, наверное, смогут просочиться в багажник и не терроризируя взрослых — а просто откинув одну из спинок.)
Но все бы ничего, если бы, рассадив семью по лавкам, владелец Zafira не обнаруживал, что багажных мест в машине попросту не осталось. За спинками детских кресел в лучшем случае можно притулить пару не слишком объемных пакетов из супермаркета. Неудивительно, что фирменная съемка, иллюстрирующая богатые возможности системы трансформации салона Zafira, деликатно игнорирует вид сзади…
Впрочем, третий ряд сидений заподлицо убирается в пол багажника, высвобождая место для чемоданов и сумок. Второй ряд, как и спинку переднего кресла, при желании тоже можно сложить, что весьма удобно при перевозке длинномеров.
Аналогичные возможности (за исключением складной спинки переднего сиденья) предлагает и система трансформации салона S-Max — она называется FoldFlatSystem. Однако по комфорту и утилитарности Ford, пожалуй, превосходит соперника. И дело не только в размере авто, обеспечивающем больше жизненного пространства на каждом из трех рядов сидений и оставляющем достаточно места для какого-никакого багажа даже при максимальной «плотности населения». В среднем ряду — не диван с поделенной на части спинкой, как у Opel, а три полноценных кресла, предлагающих пассажирам большую свободу индивидуальных настроек.
Кстати, в отличие от изначально семиместного Galaxy салон S-Max организован по формуле 5+2, и «багажные» кресла — опция (вместо них можно заказать выдвижную грузовую платформу). Однако, признавая, что автомобиль способен принимать «на борт» семь человек лишь «от случая к случаю», его создатели гарантируют приемлемый уровень комфорта в третьем ряду людям ростом до 180 см.
Устроиться за рулем обоих однообъемников без проблем смогут водители практически любого роста и комплекции — диапазоны настроек кресла и рулевой колонки достаточно широки. Форма и жесткость сидений по большому счету нареканий не вызывают (впрочем, особо привередливые клиенты «Opel» могут отказаться от штатного кресла в пользу изделия от «Recaro» — $1090—1400 в зависимости от комплектации машины).
Кстати, список дополнительного оборудования для обоих автомобилей весьма широк и включает весьма интересные и полезные опции. Например, «Ford» предлагает систему адаптивного круиз-контроля (ACC), предупреждающую водителя о препятствиях по ходу движения и самостоятельно изменяющую скорость автомобиля (в пакете с усовершенствованной системой ESP — $2700). В активе «Opel» такого чуда техники нет, зато имеется система бесключевого доступа «Open&Start» (покупателям Zafira эта опция обойдется в лишние $600). Реагируя на сигнал с находящегося в кармане транспондерного ключа, машина впустит вас в салон и позволит запустить двигатель нажатием кнопки.
Опровергая расхожее мнение, что семейный однообъемник заведомо не создан для активной езды, оба наших героя демонстрируют великолепные бойцовские качества. Особенно хороши топ-версии, оснащенные турбомоторами: 2,5-литровым 220-сильным (от Focus ST) — у S-Max и 2-литровым 200-сильным — у Zafira. Однако и модификации, участвовавшие в этом тесте — S-Max 2.0 TDCi с 6-ступенчатой МКП и Zafira 1.8 с роботизированной коробкой передач (оба мотора развивают 140 л.с.), — в отсутствии пыла не упрекнешь. Сравнительно легкому «немцу» такого двигателя вполне хватает для динамичной езды, а более массивный Ford выручает моментный дизель, обеспечивающий максимум тяги уже с 1750 об/мин. Жаль лишь, что передачи в фордовской коробке чересчур «короткие» — орудовать «ручкой» приходится гораздо чаще желаемого. Есть претензии и к опелевскому «роботу». В автоматическом режиме переключение передач сопровождается заметными рывками. А в опционном спецрежиме «Спорт» коробка попросту «зависает» на одной передаче.
Как и в некоторых версиях Astra, на центральной консоли Zafira имеется кнопка «Sport», нажатие на которую мгновенно превращает семейный автомобиль в резкое, до предела собранное, действительно почти спортивное авто. Дело в опционном шасси IDS: в спортивном режиме усилитель руля снижает производительность, привод акселератора становится «острее», а амортизаторы — жестче.
Широкий выбор опционной электроники, повышающей комфорт и управляемость, предлагает и S-Max (например, система IVDC постоянно контролирует настройки подвески, позволяя водителю выбрать один из трех предустановленных режимов — «Sport», «Normal» «Comfort»).
Впрочем, шасси обоих однообъемников гарантируют отличную управляемость и без помощи электроники. Автомобили уверенно держат дорогу — как на прямой, так и в виражах. Нет претензий и к тормозным системам, обеспечивающим в большинстве случаев ровное прогнозируемое замедление.
В общем, наши герои — машины во всех отношениях достойные. И ездить на них — истинное удовольствие. Одна беда: за удовольствие приходится платить. Базовая версия S-Max в исполнении Core с 2-литровым бензиновым мотором мощностью 145 л.с. (a’la Focus) и 5-ступенчатой «механикой» будет стоить от $27 700. А цена топ-версии (2,5 л, 220 л.с. и МКП-6) в комплектации Titanium стартует с отметки $36 240.
За самый простой вариант Zafira — Essentia с двигателем объемом 1,6 л (105 л.с.) и МКП-5 — придется заплатить от $20 590. Автомобиль с 2-литровым 200-сильным турбомотором и АКП-4 в наиболее дорогом исполнении Cosmo обойдется от $31 990.
КРАШ-ТЕСТ FORD S-MAX
В проведенной в прошлом году ассоциацией EuroNCAP серии краш-тестов Ford S-Max набрал максимальное количество баллов и получил оценку 5 звезд. Что характерно: на 100% им были выполнены и фронтальный (16 из 16), и боковой (18 из 18) удары, при этом экспертами был отмечен чрезвычайно высокий уровень защиты всех пассажиров. В их число, кстати, попали и дети, правда, по этому показателю до высшей ступени минивэн так и не добрался: 39 баллов (80%) — 4 звезды из 5.
КРАШ-ТЕСТ OPEL ZAFIRA
Краш-тест Opel Zafira был проведен EuroNCAP в 2005 году. В ходе испытаний автомобиль получил оценку 5 звезд. Тем не менее несмотря на то, что имитация бокового удара прошла безукоризненно, фронтальный удар был выполнен лишь на 88% (14 баллов из 16). При общей травмобезопасности кокпита эксперты отметили довольно высокую вероятность повреждения ног и торса водителя из-за его столкновения с рулевой колонкой и рычагом ручного тормоза. Достаточно высоко (37 очков) была оценена защита детей, однако безопасность пешеходов при этом обеспечена лишь на 44% (16 баллов).
ПРИМЕРКА: FORD S-MAX
+ Яркий дизайн, отличная управляемость, энергоемкая подвеска, просторный салон.
- Нет версии с «автоматом», некуда приткнуть шторку багажника при семиместном размещении.
Дмитрий ЗЛЕНКО, корреспондент «МКмобиля»:
— Говорить об этом автомобиле, по сути, нечего — европейское жюри конкурса «Автомобиль года», признав S-Max лучшим, уже все сказало. Внешность — пять баллов, интерьер — те же пять. О комфорте и вариативности и говорить нечего... Даже на ходу претензий к машине не предъявишь, будь то 2-литровый дизель или топовый 2,5-литровый турбомотор. Ровная тяга, отменная динамика, отличная для габаритов авто плавность хода.
Дарья ЗАРЕЦКАЯ, корреспондент «МКмобиля»:
— Даже если не принимать во внимание результаты краш-тестов и завоеванные в Европе регалии, такой автомобиль все равно должен нравиться всем. Я в принципе не люблю минивэны, но этот, что называется, «зацепил». Чем именно — не знаю. Может быть, внешностью или интерьером, а может, ходовыми качествами, но скорее всего — и тем, и другим, и третьим. Короче говоря, тем самым балансом, который, на мой взгляд, и должен присутствовать в каждом автомобиле.
ПРИМЕРКА: OPEL ZAFIRA
+ Довольно вместительный салон при скромных внешних габаритах, широкий выбор силовых агрегатов, относительно невысокая начальная цена.
- Небогатые базовые комплектации и довольно дорогие опции, отсутствие дизельной версии.
Дмитрий ЗЛЕНКО, корреспондент «МКмобиля»:
— Как автомобиль Zafira очень неплох, однако по сравнению с конкурентом он гораздо спокойнее и внешне, и внутренне. К тому же при всей своей врожденной практичности немцам, как мне кажется, так и не удалось найти оптимального алгоритма конфигурации салона. По крайней мере пассажирам третьего ряда здесь понравится меньше. Но в целом этот минивэн оставляет весьма приятное впечатление, да и едет при этом тоже более чем прилично.
Дарья ЗАРЕЦКАЯ, корреспондент «МКмобиля»:
— Opel Zafira — типичный спокойный семейный минивэн. В общем неплохой, но при этом скучный и до безумия «приторный». Тут нет ни внутреннего, ни внешнего эпатажа, хотя по сути все сделано добротно, правильно и в целом удобно. Едет он тоже прилично. Плавность хода и динамика особых нареканий не вызовут, правда, к специфичному поведению роботизированной КП несведущему человеку привыкать все же придется.