Сейчас обсуждают
Ford B-Max: Претендент
Как отмечают маркетологи, на европейском рынке действует устойчивая тенденция к сокращению размеров (и веса) легковых автомобилей.
Так сказать, миниатюризация, в русло которой укладывается и новый переднеприводный однообъемник, созданный под «синим овалом» - вслед за успешными многоцелевыми S-max и C-max - в размерном классе B.
И естественно, новая модель получила обозначение B-Max, под которым и выводится на европейские рынки (в том числе, видимо, и на наш). А также на другие – в Австралии и юго-восточную Азию.
Интересный замысел – во многих отношениях. Так что европейские автообозреватели уделили новой модели немало внимания – и нисколько не сожалеют. Наверное, российским автомобилистам тоже любопытно, как смотрится фордовский многоцелевой компакт в реальном времени. Что ж, возможность познакомиться имеется.
Нараспашку
В движении (и закрытый на стоянке) B-Max выглядит органично и собранно: компактный однообъемник увеличенной вместимости – с приподнятой линией крыши. Что называется «микровэн», исполненный в фирменном ключе Kinetic Design. Узнаваемый фордовский передок с трапециевидным вырезом фальшрадиатора, рельефные боковины и все такое. Внешностью 5-дверного автомобиля занималась команда дизайнеров Ford of Europe (руководитель Martin Smith), и стилисты постарались снять присущую однообъемнику тяжеловесность силуэта и придать облику «микровэна» легкость и динамичность.
В движении «микровэн» выглядит удивительно легко и динамично…Ладный получился автомобиль. На взгляд, все при нем, хотя и особенного ничего не заметно – до тех пор, пока… Дело в том, что B-Max надо видеть с дверями нараспашку, когда посреди кузовных боковин открывается сквозной 1,5-метровый проем. Как у бесподобного хондовского «паркетника» Element, но не с «самоубийственными» задними дверями, а со сдвижными. Сильное впечатление! И не только зрительное: уникальная конфигурация Easy Access Door делает доступ к 2-му ряду сидений на редкость удобным. Равно, как и погрузку-выгрузку разнообразной поклажи – в том числе громоздкой. Неотразимо. Остается убедиться, что в ходе эксплуатации несущий кузов не потеряет жесткость, а сдвижные двери не станут дребезжать и клинить. Практика покажет.
…А на стоянке – солидно и элегантноПо колесной базе B-Max миллиметр в миллиметр совпадает с «близкородственной» Fiesta, а линия крыши идет гораздо выше. Так что внутреннее пространство у «микровэна» немаленькое, и автомобиль заявлен как 5-местный. Может, и не пятеро, но четверо взрослых (с багажом) в самом деле устраиваются по местам – свободно и с удобством. И прежде всего водитель, сиденье которого перемещается не только продольно, но и по высоте, а обтянутая кожей «баранка» регулируется по вылету и углу наклона. Интерьер оформлен трезво и рационально, но не без своеобразного изящества. В скульптурном дизайне передней панели отчетливо проступают мотивы «фиесты», а отделочные материалы радуют ровным и вполне приличным качеством. Во всяком случае, именно такие впечатления сложились у обозревателей при близком знакомстве с новой моделью в классной версии Titanium. А вот как отделан салон B-Max в исполнениях попроще, еще предстоит оценить. Но надо думать, обойдется без разочарований.
Дизайнерам удалось зрительно снять присущую однообъемнику тяжеловесность силуэтаВместимость багажника при полной посадке по местам не так уж велика – какие-то 320 л (VDA). Но если сложить (делимые в пропорции 60/40) спинки задних сидений, то погрузочное пространство увеличивается до внушительных 1385 л. И надо сказать, управляться с сиденьями - благодаря патентованному механизму one-hand, one-motion (одно движение одной рукой) - совсем не трудно. Кроме того, складывается также и спинка правого переднего сиденья, что позволяет возить «длинномеры» до 225 см. Гибко вариабельное погрузочное пространство – разве что задние сиденья, в отличие от опелевской Meriva, не перемещаются взад-вперед. Зато багажный отсек оснащен поддоном-органайзером и сетками для крепления поклажи – удобно и практично.
У B-Max узнаваемый фордовский передок с трапециевидным вырезом фальшрадиатораПока неясно, в каких комплектациях B-Max появится на российском рынке, но в ряде стран Европы новый «форд» предлагается в исполнениях Ambiente, Trend и Titanium – по возрастающей. Плюс «премиальный» пакет Titanium X – для самых требовательных. Из информационно-развлекательного и комфортного оснащения в скромной комплектации Ambiente числятся электростеклоподъемники «по кругу» и электроприводы боковых зеркал. Ни радио-стерео, ни поддержки Bluetooth, ни кондиционера – все только за доплату. Своеобразный подход: скудное «штатное» оснащение – и длинный список платных опций (организованных в целый ряд пакетов).
B-Max надо видеть с дверями нараспашку, когда посреди боковин открывается сквозной проемТак, в исполнении Trend появляются кондиционер и «круиз-контроль», но радио Sony с «премиальной» стереосистемой (CD/MP3) на 8 динамиков – в платном опционном пакете. Как и управляемая «с голоса» мультимедийная система Ford SYNC с функцией Bluetooth, «климат-контроль», многофункциональная «баранка», обогрев передних сидений, телекамера заднего обзора, передний и задний «парктроник». Обивка комбинированная: ткань и натуральная кожа. Тогда как top-комплектация Titanium отличается обивкой сидений (передние с обогревом) из натуральной кожи. А вот навигацию (с 5-дюймовым TFT-монитором) обещают только в новом году. За доплату, естественно.
Ладный получился «микровэн» - в фирменном стилистическом ключе Kinetic DesignДа, информационно-развлекательное и комфортное оснащение в «штате» B-Max откровенно спартанское. Зато техника безопасности далеко не бедная: фронтальные и боковые «подушки» (плюс коленная для водителя) и «шторки» на окна - во всех комплектациях. Для каждого из пяти посадочных мест предусмотрены 3-точечные пояса – причем спереди, само собой, с преднатяжителями. Плюс обязательные крепления детских сидений Isofix, а также кое-какие опции. Например, hi-tech система Active City Stop с датчиками дистанции, которая автоматически тормозит автомобиль в городском транспортном потоке (на скоростях до 40 км/ч) – во избежание столкновений. Кстати, B-Max с успехом выдержал испытания EuroNCAP «на удар» и заработал все 5 «звезд» по защищенности пассажиров. Безопасный «микровэн» - хоть и душа нараспашку.
Уникальная система Easy Access Door делает доступ к 2-му ряду сидений на редкость удобным - как и погрузку-выгрузку поклажиЯркие впечатления
Замечательный автомобиль: B-Max не только предоставляет беспрецедентные удобства пассажирам с поклажей, но и превосходно ездит. Само собой, в тест-драйве европейские обозреватели интересовались в первую голову версиями с новым 12-клапанным EcoBoost на бензине – и не ошиблись. Неплохо уравновешенный турбомотор крутится на «холостом» ходу и в «крейсерских» режимах мягко и тихо. А при активном разгоне издает характерный для 3-х цилиндров звук – довольно приятный на слух – и энергично тянет не такой уж легкий «микровэн». Складывается впечатление, что литровый двигатель в 120-сильной настройке ничуть не слабее хорошего 16-клапанника рабочим объемом 1,6 л – без наддува. Правда, на «газ» EcoBoost реагирует не без ощутимого турбо-«лага». Врожденная особенность турбонаддува, преувеличивать значение которой не стоит.
Правильно согласованная с турбомотором 5-ступенчатая ручная КПП переключается довольно аккуратно (хотя и не столь четко, как у лучших из японских конкурентов). А до совершенства здесь попросту недостает 6-ступенчатой «ручки», которая в «крейсерском» полете позволила бы еще понизить обороты 12-клапанника на высшей передаче. Так что правая рука водителя за рулем B-Max порой непроизвольно ищет VI. Но не находит, – к сожалению. С другой стороны, многих разочарует отсутствие в комплекте с EcoBoost «автомата», который предлагается исключительно в пару к 1,6-литровому Duratec Ti-VCT на бензине. Надо сказать, комбинация с 6-ступенчатым «роботом» PowerShift выглядит вполне органичной, но в динамике автомобиль с таким силовым агрегатом уступает версии с 120-сильным EcoBoost. Да и по расходу горючего заметно проигрывает.
Естественную альтернативу бензиновому турбомотору составляют испытанные дизельные 8-клапанники Duratorq TDCi. Особенно хорош 95-сильный - тяговитый, экономичный и тщательно «отшлифованный» (хотя при интенсивном разгоне недовольное ворчание все же прослушивается). Тогда как 1,5-литровый TDCi максимальной мощностью 75 л.с. откровенно слабоват для «вэна» - даже компактного. Впрочем, питать иллюзии насчет приемистости B-Max в любом случае не следует. Автомобиль радует живостью и точностью откликов, но по времени разгона с места до 100 км/ч ни с одним из силовых агрегатов не вписывается в 10 сек. И в 11 сек. тоже…
В скульптурном дизайне передней панели отчетливо проступают мотивы «фиесты»А ведь дело-то нехитрое: турбомотор EcoBoost легко настраивается на все 150 сил – при тех же 6 тыс. оборотов. И с 6-ступенчатой ручной КПП компактный однообъемник сможет набирать «сотню» с места за 9 сек. (пусть с небольшим). Линейная динамика. Гораздо интересней другое - держание дороги и управляемость нового «форда». Разумеется, в скоростном маневрировании высоковатый B-Max уступает замечательному «хэтчбеку» Fiesta, но не так уж сильно. Боковые крены в виражах умеренные, автомобиль стабилен на траектории и непринужденно - с прецизионным изяществом - нарезает по узкому дорожному серпантину. Истинное удовольствие от вождения! За рулем B-Max недолго и позабыть, что управляешь не спорт-седаном, а утилитарным «вэном».
Яркие впечатления лишь слегка смазывает недостаток обратной связи на «баранке». Обычное дело для рулевого механизма с электросервоусилителем, а так поведение однообъемника мало что оставляет пожелать еще. Причем класс держания дороги и управляемости достигнут вовсе не в ущерб комфорту: у B-Max на диво ровный ход. Во всяком случае, для автомобиля размерного класса B. Не слишком жесткая (в самый раз), но энергоемкая подвеска настроена по-фордовски грамотно и легко поглощает неровности даже на дорогах без усовершенствованного покрытия. Создатели «микровэна» нашли исключительно удачный баланс ходовых качеств, и неслабые конкуренты выглядят рядом с B-Max бледновато.
Разнообразные конфигурации внутреннего пространства: гибкая вариабельностьНе последнюю роль здесь играет жесткость несущей структуры, - несмотря на отсутствие центральных кузовных стоек. По субъективным оценкам, несущий кузов «микровэна» даже пожестче, пожалуй, чем у «хэтчбека» Fiesta. Трудно переоценить. И звукоизоляция довольно плотная: шум от качения колес и от набегающего на скорости воздуха сведен к невысокому уровню, на ходу в салоне тихо и спокойно. Остается добавить, что слегка приподнятая посадка за рулем вполне удобна и дает водителю неплохую круговую обзорность. Причем передние сиденья обеспечивают надежную боковую поддержку корпуса – нелишнюю в скоростном маневрировании. Ведь B-Max – по-настоящему «драйверский» автомобиль (даром, что семейный «вэн»). Для тех, кто понимает.
Продвинутый 12-клапанник EcoBoost оснащен непосредственным впрыском бензина в камеры сгорания и турбонаддувомТак что знакомство весьма интересное: неординарный однообъемник явно претендует на престижный титул «Автомобиль года 2013». Вот погодите пару месяцев – и увидите.
В плюс и в минус
Количественные оценки подтверждают общее впечатление от тест-драйва нового «форда». Расклад такой:
Внешность – 4 балла (из 5 возможных). Ладный однообъемник выглядит, возможно, и не так ярко, как Fiesta, глаз радует. «Хорошо».
Держание дороги и управляемость – 4. Однообъемник превосходно ведет себя в скоростном маневрировании – разве что «ватный» руль слегка смазывает впечатление. «Хорошо».
Динамика – 4. B-Max заведомо не спринтер, но двигатели (за исключением 75-сильного турбодизеля) сообщают «микровэну» вполне приличную приемистость. «Хорошо».
Комфорт и оснащение – 5. У B-Max на диво ровный ход – не только на дорогах с усовершенствованным покрытием. «Штатные» комплектации небогатые, однако за доплату покупатель получит практически все, что пожелает. «Отлично».
Безопасность и защита – 5. Новый «микровэн» успешно выдержал испытания EuroNCAP «на удар» и заработал все 5 «звезд» по защите пассажиров. Техника безопасности на передовом уровне; «отлично».
Качество и надежность – 4. Автомобиль оставляет впечатление добротного изготовления и сборки. И репутация у моделей Ford Motor, надо сказать, в последние годы вполне достойная. «Хорошо».
Внутреннее пространство – 5. Фордовский «микровэн» отличается исключительным удобством посадки-высадки и погрузки-разгрузки. И внутри необыкновенно просторно - для размерного класса автомобиля. «Отлично».
Экономика – 3. Топлива B-Max расходует немного – во всяком случае, с 3-цилиндровыми EcoBoost и турбодизелями. Сервисные затраты, похоже, умеренные, а вот цена приобретения «микровэна» в сколько-то приемлемой комплектации слишком высока. Только «удовлетворительно».
В плюсе:
- удобство входа-выхода и погрузки-разгрузки;
- ездовой комфорт;
- цепкое держание дороги и превосходная управляемость;
- безопасность для взрослых пассажиров и детей.
В минусе:
- небогатые начальные комплектации;
- высокая цена более-менее «упакованных» исполнений;
- отсутствие 6-ступенчатой «ручки», узкий выбор силовых агрегатов с «автоматом».
Общая оценка - 4 с плюсом баллов (из 5 возможных). Неотразимый фордовский однообъемник претендует на роль лидера среди многоцелевых «городских» автомобилей – с полными на то основаниями.
Вердикт: рекомендуется! Стильный и комфортный, удобный и безопасный, B-Max в самый раз для молодой семьи. Да еще и «драйверские» достоинства…
Собирают B-Max на заводе Ford of Europe в румынском городе Craiova – пока только там. Что касается цен, то в рядовой западноевропейской стране за импортный «микровэн» в скромном исполнении Ambiente (100-сильный EcoBoost на бензине и 5-ступенчатая ручная КПП) запрашивают от 15 тыс. 900 евро. А с 1,39-литровым Duratec еще на несколько сотен меньше – разве много? Правда, автомобиль почти «голый»…
Тогда как в типовой по нынешним времена комплектации (плюс радио-стерео на 6 динамиков, поддержка Bluetooth, «круиз-контроль», обогрев передних сидений, «климат-контроль», задний «парктроник» и колеса из легкого сплава) B-Max Ambiente с двигателем EcoBoost на 120 л.с. максимальной мощности выльется в добрые 19 тыс. 250 евро. Еще без навигации и телекамеры заднего обзора… В исполнении Trend «микровэн» с 12-клапанником EcoBoost максимальной мощностью 100 л.с. обходится по меньшей мере в 17 тыс. 250 евро, а с 120-сильным турбомотором на 8 сотен дороже. Если же более-менее укомплектовать B-Max Trend, то компактный однообъемник станет в 20 тыс. с лишним. Уровень ниссановского Juke и Skoda Yety, ранг которых, как ни крути, повыше.
Ну а за top-исполнение Titanium (с 120-сильным EcoBoost) придется отдать не меньше 19 тыс. 400 евро, причем с турбодизелем максимальной мощностью 95 л.с. автомобиль выльется как минимум в 20 тыс. По-прежнему без радио-стерео и навигации… Интересно, как скажется подобная ценовая политика на продажах новой модели.
Чисто конкретно. Хотя B-Max создан на той же «глобальной» фордовской платформе B3, что и «фиеста» (а также Mazda2), несущую структуру однообъемника проектировали «с чистого листа». Инженеры Ford of Europe столкнулись с непростой задачей: как добиться высокой жесткости кузова (а также надежной защиты водителя и пассажиров при столкновении) без центральных стоек? Неординарное решение состояло в том, что усиленные двери в закрытом положении плотно фиксируются особыми замками по верху и низу – и тем самым интегрируются в несущий каркас автомобиля. Когда закрыты, - то есть, на ходу. А когда двери распахнуты (на стоянке), жесткость кузова не имеет такого уж значения. Нестандартный подход – и вполне продуктивный.
В «линейке» силовых агрегатов центральное место отведено новому 3-цилиндровому двигателю (с блоком из чугуна!) - «младшему» представителю перспективного семейства EcoBoost. Диаметр цилиндров и ход поршней 71,9 x 82 мм, рабочий объем – 999 «кубиков». Продвинутый 12-клапанник работает с непосредственным впрыском бензина в камеры сгорания и турбонаддувом (промежуточное охлаждение нагнетаемого воздуха), степень сжатия 10. Литровый EcoBoost предлагается в двух вариантах (давление наддува): один настроен на максимальную мощность в 100 л.с. при 6 тыс. оборотов - с крутящим моментом до 170 Нм. А другой развивает до 120 сил при тех же оборотах – с наибольшим крутящим моментом в 200 Нм. Причем 120-сильный двигатель оснащается автоматическим устройством «старт-стоп» - ради экономии горючего.
Неординарная конструкция, в которой органично увязан целый ряд передовых технических решений. И неудививительно, что новый 12-клапанник отмечен престижным званием International Engine of the Year 2012 (всемирный двигатель 2012) - вполне заслуженно. В отличие от 3-цилиндрового EcoBoost, проверенные цельноалюминиевые 16-клапанники Duratec (степень сжатия 11) работают с впрыском бензина во впускные каналы – без всякого наддува. Так, Duratec 1.4 рабочим объемом 1388 миллилитров развивает до 90 л.с. при 5750 мин-1, максимальный крутящий момент - 125 Нм. А мощность Duratec Ti-VCT (рабочий объем 1596 «кубиков») достигает 105 л.с. при 6300 мин-1, наибольший крутящий момент - 150 Нм.
Плюс 8-клапанные турбодизели Duratorq: во-первых, 1.5 TDCi рабочим объемом 1498 миллилитров, который выдает до 75 сил при 3750 мин-1 и развивает аж 185 Нм крутящего момента. Во-вторых, 1.6 TDCi (рабочий объем 1560 «кубиков»), настроенный на 95 л.с. максимальной мощности при 3800 мин-1, - с крутящим моментом до 215 Нм. Двигатели стыкуются с ручной 5-ступенчатой коробкой передач, и только Duratec Ti-VCT идет в паре с 6-ступенчатой «преселективной» КПП PowerShift (два сцепления, переключение без разрыва потока мощности).
Ходовая у B-Max, естественно, как у «фиесты»: спереди стойки McPherson, сзади подвеска на сопряженных продольных рычагах. Винтовые пружины, спереди поперечный стабилизатор. Резина размером от 195/60R15 (стальные штампованные диски в скромной комплектации Ambiente) до 195/55R на 16-дюймовых легкосплавных колесах в исполнении Titanium. И во всех комплектациях предусмотрен, между прочим, мониторинг давления воздуха в покрышках DDS. Рулевой механизм «шестерня–рейка» оснащен электросервоусилителем, передние тормоза с вентилируемыми дисками, тогда как сзади простенькие барабаны. Зато сопровождающая электроника на уровне: в «штате» не только ABS, но и фирменная программа динамической стабилизации IVD – с функцией Torque Vectoring Control (управление вектором тяги). По части «активной» техники безопасности B-Max не обижен.
Длина «микровэна» - 4077 мм, ширина – 1751, высота – 1604, колесная база – 2489 мм, колея - 1492/1482 мм. Снаряженный вес автомобиля с 12-клапанником EcoBoost – от 1205 кг. И динамика соответствующая: так, B-Max с 100-сильным турбомотором способен разогнаться с места до 100 км/ч за 13,2 сек., а с EcoBoost помощнее – за 11,2 сек. Объявленная максимальная скорость - 175 (189) км/ч, средний расход бензина - 5,1 (4,9) л на 100 км пробега. Как видно, «микровэн» с турбомотором на 120 л.с. даже экономичней по топливу, чем со 100-сильным, - благодаря устройству «старт-стоп».
С 105-сильным Duratec Ti-VCT и «роботом» Powershift снаряженный однообъемник тянет по меньшей мере на 1235 кг. «Сотню» с места автомобиль набирает за 12,1 сек., максимальная скорость - 180 км/ч. Приемлемо, однако по расходу бензина – в среднем 6,4 л на 100 км пути - B-Max в такой версии заметно проигрывает. А вот с 1,5-литровым турбодизелем Duratorq TDCi и ручной КПП «микровэн» исключительно экономичен и сжигает в среднем только 4,1 л тяжелого топлива на «сотню» пробега. Правда, и динамика никакая: разгон с места до 100 км/ч за 16,5 сек., максимальная скорость - 157 км/ч. Снаряженный вес B-Max с 1,56-литровым Duratorq – от тех же 1235 кг. С таким силовым агрегатом автомобиль способен набрать «сотню» с места за 13,9 сек., максимальная скорость - 173 км/ч. И топлива расходует еще меньше, чем с 75-сильным турбодизелем, - в среднем лишь 4 л на 100 км. Европейский оптимум.
Точка зрения. Привлекательный однообъемник – и внешне, и в отношении комфорта, и по держанию дороги/управляемости. Но вот на российских автомобилистов B-Max вряд ли произведет особенно сильное впечатление: полноприводных версий не видно. Да и дороговат. Ведь за цену переднеприводного фордовского «микровэна» приобретается вполне приличный «переходник» (crossover) – вроде «фиата» Sedici или Suzuki SX4. С трансмиссией 4WD! Так что, если главное не в оригинальности архитектуры и «драйверских» достоинствах, а в практичности многоцелевого автомобиля и в способности двигаться помимо дорог с усовершенствованным покрытием, то у неподражаемого B-Max немало достойных альтернатив. Предмет для размышлений.