Новости
Сейчас обсуждают
Защиту ставят дополнительно.
Заложник ностальгии
По закону вторичного рынка, который гласит, что автомобиль должен доставлять как можно меньше проблем, "Тойота-Авенсис" могла бы стать лидером в своем классе. Если бы не высокая репутация ее предшественницы – "Карины-Е".
Ожидали большего
“Карина-Е” была феноменально надежной и живучей. В режиме “разгонной” машины фирмы, которую мордовали все кому не лень, она без проблем наезжала 250 000–300 000 км по Москве (Москве середины 90-х, когда качество дорог, бензина и фирменного сервиса было совсем другим), после чего переходила в очередные руки, и новый владелец также был счастлив. Люди говорили, что “Карину” легче продать, чем замучить. Да и сам по себе автомобиль удался: великолепные моторы, просторный салон, которому иные модели бизнес-класса позавидуют, огромный багажник. А дизайн настолько опередил время, что даже сегодня “Карина-Е” не выглядит устаревшей.
После столь удачной модели покупатели ожидали чего-то еще более выдающегося. И осенью 1997 года дождались “Авенсиса”… Смотрелась машина, конечно, современнее, но от былой яркости дизайна не осталось и следа. Салон сзади стал теснее, багажник в седане тоже уменьшился. В общем, на роль достойного наследника “Карины-Е” “Авенсис”, на первый взгляд, не тянул. Безусловно, он стал гораздо лучше по части безопасности, ездовых качеств, шумоизоляции и плавности хода, потому как появился в то время, когда “Тойота” научилась делать автомобили, которые едут гораздо солиднее и благороднее, чем выглядят снаружи. На ходу “Авенсис” воспринимается компактным переднеприводным “Мерседесом” с тойотовской эмблемой. Но чтобы это понять, автомобиль сначала надо купить.
А тут еще репутация сверхнадежности пострадала. Вокруг “детских болезней” поднялась такая шумиха, что люди окончательно утвердились во мнении: “Авенсис” – это уже не “Карина”. На самом деле, автомобиль вовсе не был плох. Просто покупатели привыкли к тому, что “Карина” вообще не ломалась. А ведь это было справедливо лишь по отношению к “японкам”. После того как в 1996 году сборку “Карины-Е” с использованием европейских комплектующих перенесли в Англию, ситуация несколько изменилась – понятно, в какую сторону. Но тогда локомотив покупательского доверия настолько разогнался, что просто не успел почувствовать шероховатостей европейского качества. “Авенсис” же изначально начали собирать в Англии.
Плохо и хорошо – понятия относительные. Для получения объективной картины лучше оперировать фактами. У “авенсисов” первых лет выпуска было пять слабых мест: передние тормозные диски, рулевые тяги, карданный шарнир рулевой колонки, иммобилайзер и обогрев сидений. Со временем проблемы с этими деталями научились устранять малой кровью. После чего “Авенсис” становится типичной “Тойотой” – надежной и удивительно выносливой.
Только из Европы
“Авенсис” не только собирали, но и продавали исключительно в Европе. Поэтому в данном случае отпадает типичный для японских автомобилей вопрос о региональной спецификации. Ни на “американку” со светотехникой заокеанского стандарта, ни на “эмиратку”, боящуюся холода, вы не нарветесь. Остается лишь выбрать оптимальный для вас кузов, мотор и трансмиссию.
С седаном и универсалом все понятно – какой из них выбрать, зависит от ваших потребностей в количестве полезного объема багажника. Кроме того, у “Авенсиса” есть еще кузов-лифтбек. Фактически это обычный 5-дверный хэтчбек, но не с куцым, а с длинным, как у седана, задним свесом и плавно ниспадающей пятой дверью. Выглядит “Авенсис”-лифтбек симпатичнее седана, а по части трансформации багажника почти не уступает универсалу. Потому он весьма популярен в Европе. Из недостатков лифтбека можно отметить плохой задний обзор и низкий потолок над задним диваном.
Как и все японские автомобили, “Авенсис” во всех модификациях имеет средний, вполне достаточный уровень оснащения. Абсолютно “голой” машины или, наоборот, напичканной под завязку сибаритскими штучками вы не встретите. Гарантированно можно рассчитывать на электропакет, АБС тормозов и, как минимум, две подушки безопасности. Возможен также обогрев сидений и, в редких случаях, заводской кожаный салон. А вот кондиционера может и не оказаться. Европейцы, знаете ли, прижимисты.
Каких-либо специфических кузовных проблем “Авенсис” не испытывает, а для коррозии еще время не подошло. Пока можно говорить лишь о возможных неполадках в электрооборудовании.
Привередливый “лин берн”
Говоря о двигателях “Авенсиса”, следует различать автомобили до и после 2001 модельного года, когда машина подверглась легкому рестайлингу и получила абсолютно новые моторы. Эти машины еще молоды и на вторичном рынке пока не появились.
С каким из двигателей купить “Авенсис” 1998–2000 модельных годов, в первую очередь зависит от качества продаваемого в вашем регионе топлива. Если от местного бензина даже впрысковые ВАЗы плюются, лучше отказаться от двигателей с системой питания “лин берн” (в дословном переводе “тонкое горение”), работающих на сверхобедненной топливной смеси. Это 101- и 110-сильные “четверки” объемом 1,6 и 1,8 л, которые в Россию не поставлялись. Для своего объема они образцово экономичны, зато весьма чувствительны к качеству того, что горит, и того, чем поджигают. В Москве, где АЗС худо-бедно контролируют, “лин берны” ведут себя в общем-то нормально. Но после заправки откровенным суррогатом такой двигатель может сразу же потребовать замены свечей вплоть до полного отказа запускаться на холоде. А свечи на “лин бернах”, между прочим, с платиновым напылением электрода, по $12 за штуку, и обычные вместо них ставить нельзя.
В наших условиях предпочтительнее 2-литровый 128-сильный мотор и 110-сильный в 1,6 л. Последний поставлялся в основном в Россию и страны Восточной Европы и встречается редко. В этих моторах и свечи используются обычные 4-долларовые, и на качество бензина они реагируют не столь болезненно. Правда, 2-литровый с бурдой в баке тоже может закапризничать морозным утром. Но если не с первой попытки, то с третьей он заводится.
По характеристикам для “Авенсиса” оптимальны моторы объемом 1,8 л (в Европе он самый популярный) и, естественно, 2-литровый. Оснащенный системой питания “лин берн”, 1,6-литровый двигатель все-таки вяловат. А вот обычный “один и шесть” едет почти как 1,8 л “лин берн”.
В эксплуатации двигатели “Авенсиса” требуют минимум внимания. Масло они не едят. Клапанные зазоры хоть и регулируются шайбами, но на практике регулировки практически никогда не требуют. Даже ролики ремня ГРМ живут до второй замены ремня – то есть 200 000 км! Да, тысяч после 150 могут потребовать замены маслосъемные колпачки клапанов или сальник коленвала. Но это – естественные возрастные болячки, нестоящие и разговора. Зато никаких регулярных отказов управляющей электроники и высоковольтной части системы зажигания, течей прокладок и водяных насосов – всего того, чем так любят “радовать” владельца европейские моторы.
Вот это живучесть!
Шасси “Авенсиса” на самом деле оказалось не менее выносливым, чем у “Карины”. Просто за смакованием болезней роста этого как-то не заметили. Вот с детских болячек и начнем.
Передние тормозные диски поначалу коробились и становились причиной биения на руле при торможении. Проблему удалось решить лишь на рестайлинговых машинах 2001 модельного года, когда вместо барабанных задних тормозов “Авенсис” получил более эффективные дисковые. На автомобилях ранних лет выпуска технология предписывает протачивать искривленные диски. Но запас по износу у них и без того малый, поэтому покупать оригинальные диски, которые все равно начнут бить, бессмысленно. По окончании гарантийного срока лучше купить диски итальянской фирмы “Брембо”, которые вдвое дешевле и не склонны к биению.
Рулевые тяги на первых машинах ходили всего 20 000–30 000 км. Но вскоре их конструкцию усилили, и теперь в запчасти поступают детали нового образца, которых хватает как минимум на 100 000 км. Впрочем, на приобретаемой машине тяги наверняка уже поменяли. Заедание карданного шарнира рулевой колонки, когда руль вращается с ощутимыми рывками, тоже имело место на ранних “авенсисах”. Чтобы избавиться от этого, надо отсоединить рулевой вал и набить шлицы кардана смазкой “Кастрол-LM”. Дело копеечное.
Если 500-литровый багажник “Авенсиса” использовать в качестве кузова грузовика, могут просесть задние пружины и колеса встанут “домиком”. Но это уже не детская, а дачная болезнь. Любите возить кирпичи и мешки с цементом – поставьте пружины от универсала, они пожестче. А лучше купите прицеп.
Что еще? От удара может загудеть ступичный подшипник, а от соли – выйти из строя колесный датчик АБС или обломиться прокачной штуцер заднего тормозного цилиндра. Но это – единичные случаи, не претендующие на статистику. Течь или стук рулевой рейки на пробегах до 150 000 км (машин с большим пробегом пока мало) – тоже редкость. Если такое случится, рейку не обязательно менять на новую. Ее можно отремонтировать в авторизованной мастерской немецкой фирмы ZF.
Средняя ходимость других деталей шасси представлена в таблице эксплуатационных расходов. Как видите, до 100 000 км (по нашим дорогам!) в подвеске по большому счету делать нечего. А фраза “более 150 000 км” означает, что по естественному износу данные детали не менялись ни разу. Судя по опыту “Карины-Е”, шасси которой с небольшими изменениями перенял “Авенсис”, их черед подойдет ближе к 200 000 км.
То есть, взяв машину с пробегом порядка 100 000 км по Европе, на последующих ста тысячах вы всего лишь единожды поменяете втулки и стойки стабилизаторов, амортизаторы и, возможно, задние сайлент-блоки рычагов. Все. Остальные траты достанутся следующему владельцу.
Вас смущают цифры в таблице? Это цены на запчасти и работы от официального дилера с 50-долларовым нормочасом. В независимых фирмах оригинальные детали стоят на 15–20% дешевле, а нормочас в неавторизованных тойотовских мастерских обходится в $25–30. А значит, стоимость деталей и их замены можете уменьшать процентов на 40.
Покупаем?
Ностальгировать по “Карине” японского производства – все равно, что искать прошлогодний снег. Забудьте. Сегодня почти все японские автомобили среднего класса, предназначенные для европейского рынка, собираются в Европе. Но даже с поправкой на европейское качество “Авенсис” остается одним из лучших (если не самым лучшим) в своем классе на вторичном рынке. В рубрике “Три года не возраст” мы познакомились со многими одноклассниками японских и европейских марок. Пока я не вижу ни одной модели, способной в возрасте трех-пяти лет сравниться с “Авенсисом” по надежности, выносливости и, как следствие, дешевизне содержания.
Однако из Европы “авенсисов” везут мало. Причина – высокая цена. Автомобили 2000 года с двигателем 1,6 л стоят от $13 000, а цена 2-литровых версий с “автоматом” доходит до $16 500. Для японского автомобиля среднего класса это дорого. Даже с учетом того, что “Тойота” традиционно стоит несколько дороже других японских машин.
В данном случае цена – барометр привлекательности товара. Если посчитать расходы на обслуживание и ремонт, выяснится, что многие одноклассники “Авенсиса” (особенно немецкие) довольно быстро компенсируют изначальную с ним разницу в цене и затем “уходят в отрыв”. Поскольку ремонт автомобиля в развитых странах стоит дорого, расчетливые европейцы предпочитают переплатить при покупке, нежели оплачивать более частые ремонты.
Если “Авенсис” в целом вам понравился, но вы считаете его слишком дорогим, возможно, имеет смысл подождать немного, когда Европу заполонит новый “Авенсис” и цены на машины предыдущего поколения несколько снизятся.
Не заводится и не греет
На машинах 1998 модельного года иммобилайзер может “забыть” код ключа, и машина вдруг откажется заводиться. Если такое случится вдали от фирменного сервиса, можно попытаться при закрытых дверях на 30–35 минут включить зажигание, после чего повернуть ключ в позицию “старт”. Обычно это помогает. Но когда произойдет провал памяти в следующий раз, неизвестно. Поэтому лучше заменить электронный блок иммобилайзера.
Иногда страдает забывчивостью брелок дистанционного управления центральным замком. Если в момент открывания или закрывания дверей пройдет сильная радиопомеха, соответствующая функция может перестать работать. Работоспособность брелока восстанавливается программированием в тойотовском техцентре, до визита в который можно пользоваться ключом.
А вот если центральный замок начал самопроизвольно закрываться-открываться, значит, вода и соль добрались до электрической части замка водительской двери, который управляет центральным замком. Водительский замок придется заменить.
Обогрев сидений поначалу выходил из строя из-за того, что нагревательный элемент в подушке был неправильно уложен и перетирался о металлический каркас. Представляете, какой шок ожидал покупателей, когда они узнавали, что нагревательный элемент отдельно в запчасти не поставляется и надо покупать кресло в сборе! Но сейчас и “грелку” отдельно купить можно, и механики получили от японцев инструкцию, как правильно ее укладывать.
Передние электростеклоподъемники могут работать неровно, а стекло после полного подъема вверх в режиме “авто” – самопроизвольно опускаться вниз. Все это устраняется очисткой от грязи направляющих стекла и смазкой механизма. А команда на отбой дается, когда стекло упирается в перекошенный верхний уплотнитель и защита от защемления воспринимает это как препятствие. Надо всего лишь поправить сместившийся со временем уплотнитель.
Если стрелки указателей температуры охлаждающей жидкости и уровня топлива начали “зависать”, а волшебный прием телемастера – удар по козырьку приборной панели заставляет их вздрогнуть, значит, циферблат “приборки” от вибраций сместился вниз и лег на оси стрелок. Снимаем панель и ставим циферблат на место. Для тойотовского электрика – 40 минут работы. Кстати, если на “приборке” однажды загорится сигнализатор низкого уровня масла в двигателе, не паникуйте, а достаньте щуп. Скорее всего, масло на месте, а причиной переполоха стал неудачно проложенный провод к датчику, который перетерся. Восстановить его – пара пустяков.
Как и на любом двигателе с катализатором, этилированный бензин рано или поздно прикончит датчик кислорода (или лямбда-зонд). Учтите, что на обычных моторах и тех, что имеют систему питания “лин берн”, установлены совершенно разные датчики. Внешне они похожи и по резьбе одинаковые. Но если их перепутать, двигатель нормально работать не будет.
Типичная ошибка гаражных мотористов. Если при установке распредвалов (например, после замены маслосъемных колпачков), не взвести ножничную шестерню, любой из моторов при работе будет издавать стук, похожий на стук клапанов. Соответственно, у Петровича появляется повод “развести” вас еще и на регулировку клапанов…
Двигатели в эксплуатации
Как мы уже говорили, бензиновые моторы “Авенсиса” весьма неприхотливы. Единственная операция, которую приходится проделывать чаще, чем предписано – замена свечей зажигания. На нашем бензине они служат 10 000–20 000 км. А вот ремень ГРМ скидок на российскую специфику не требует. Согласно инструкции, он меняется через 100 000 км.
Общих для всех двигателей болячек практически нет. Возможны лишь мелкие частности. Если мотор оснащен одной катушкой зажигания, расположенной в корпусе распределителя, она иногда выходит из строя. А на 2-катушечных версиях в течение трех лет может пробить один из свечных колпачков. Однако и то и другое случается редко.
На 2-литровом двигателе со временем “вылетает” клапан рециркуляции отработанных газов, в результате чего машина начинает глохнуть при сбросе газа. Если особо радеете за экологию, можете клапан заменить. Или отключить, что приведет к незначительному росту токсичности. Кроме того, для этого мотора характерен повышенный шум ремня ГРМ. Ничего криминального, это нормальное явление.