Выбор авто
Сейчас обсуждают
Пить или не пить за рулём?
Недавно Европейская конференция министров транспорта (ЕКМТ) выступила с неожиданным предложением законодательно установить в РФ предельный уровень содержания алкоголя в крови водителей в 50 миллиграмм на 100 миллилитров. То есть, вполне возможно, российским водителям скоро разрешат употреблять алкогольные напитки в разумных дозах. По словам одного из начальников ГИБДД, Россия давно подписала соответствующие международные конвенции и должна следовать практике, обычной за рубежом.
Однако сейчас ни закон «О безопасности дорожного движения», ни КоАП, ни ПДД, ни указы и постановления правительства нашей страны так конкретно и не разъясняют, сколько человеку можно выпить за рулем. Из этого инспекторы делают вывод, что, выпей водитель хотя бы каплю спиртного, он уже находится в состоянии опьянения. А значит, к нему применимы всевозможные санкции, включая лишение прав на срок в 1 год.
Во многих странах проблема употребления алкоголя за рулем разрешена уже давно. В ЕС действуют различные, но точно ограниченные нормы. В Швеции разрешено «принимать» 0,2 промилле (примерно банка пива 0,33 л). Эта же норма прописана в законе Польши. В других странах - Австрии, Бельгии, Нидерландах, Дании Норвегии, Германии – максимум поднят до 0,5 промилле (примерно кружка пива или 400 г. вина на среднестатистического мужчину), во Франции - до 0,6. В Британии, Ирландии, Италии и Люксембурге допустимый уровень алкоголя еще выше - 0,8 промилле. В США некоторое время назад вступил в силу федеральный закон, обязующий власти штатов выдерживать норму в 0.8 промилле. Турция, желающая стать частью единой Европы, установила у себя порог в 0,5 промилле.
Отсутствие сейчас каких-либо определенных норм по потреблению алкоголя за рулем в российском законодательстве определяется, прежде всего, боязнью, что наши водители, узнав о введении малопонятных процентов или промилле, решат, что теперь «все можно», и начнут выпивать больше прежнего. Кроме того, существующие приборы и методики определения степени опьянения, включая известную трубку Мохова-Шинкаренко, имеют значительную погрешность, и выяснить доподлинно, сколько человек принял - 0,2 или 0,3 промилле, не всегда представляется возможным. Поэтому проще вообще запретить питье в любых дозах и определять наличие алкоголя «по запаху». Такая точка зрения свойственна не только многим представителям МВД, тем более, что перед вступлением в силу нормы потребления алкоголя за рулём в России, по мнению членов ЕКМТ, необходимо обеспечить должный уровень контроля за соблюдением этой нормы.
Что же касается рядовых автолюбителей, то они, наверняка, снятие запрета на алкоголь за рулём только поприветствовали бы. Единственное, что не поддается прогнозу, - это изменение статистики ДТП. Ежегодно на дорогах нашей страны происходит до 200 тыс. аварий, многие из которых заканчиваются смертельным исходом. В 40% этих ДТП якобы повинен алкоголь. Отечественные врачи считают, что прием алкоголя в эквиваленте даже 0,1 промилле уже существенно замедляет реакцию человека, так что норма 0,2 и больше промилле - это опасная доза. Хотя на это утверждение есть и свои контраргументы. В Германии показатели ДТП лучше, чем в Швеции и Польше, несмотря то, что нормы алкоголя за рулем в этих странах куда строже. Немцы, во-первых, и сами дисциплинированнее своих северных и восточных соседей, во-вторых, суровые штрафы, установленные за превышение норм, такой дисциплине также способствуют. Какие же меры помогут улучшить порядок и безопасность на российских дорогах? Поживем – увидим.