Новости
Сейчас обсуждают
Уметь себя подать
“Тойоту-RAV4” никак не назовешь свежей моделью. Машина дебютировала в 2000 году, а проведенный спустя три года рестайлинг практически не отразился на ее внешности. Между тем по итогам трех кварталов нынешнего года RAV4 обрел 4406 покупателей, почти вдвое опередив ближайшего преследователя из компактных кроссоверов. В чем причина столь стабильного и убедительного успеха?
Прайс-лист
Во всяком случае, не в цене. Машина с 5-дверным кузовом в комплектации R1 (список оборудования на с.__) стоит $32 400 с ручной коробкой передач и $33 900 с автоматической. Для сравнения, “Аутлендер”, “Икс-Трейл” и “Форестер” с аналогичными моторами, коробками и оснащением вписываются в $30 000. Правда, в комплектации R3 – с кожаным салоном, дополнительными подушками безопасности и “автоматом” – RAV4 по цене в $35 900 сравнивается с конкурентами. Однако самым выгодным среди всех он не становится ни при каких условиях.
Вне конкуренции лишь 3-дверная модификация “рафика”, которую можно получить только c кожаным салоном и “автоматом” за $33 900. Но опять же не из-за цены, а потому, что у других фирм 3-дверных коротышей просто нет...
Получается, что причины успеха RAV4 надо искать в самом автомобиле. Для этого возьмем 5-дверную машину в самой продаваемой комплектации R3 и, конечно же, не забудем про уникальную в классе 3-дверку.
Снаружи и внутри
Кроссоверы (или “паркетники”) представляют собой нечто среднее между легковушками и вседорожниками. Причем этот сухой, прагматичный компромисс отражается не только в конструкции, но и в облике большинства “паркетников”. Если рядом поставить пять компактных кроссоверов разных моделей, вы увидите пяток обычных прямоугольных универсалов, пропорциями почти копирующих друг друга.
“Рафик” принципиально отличается тем, что телосложением он похож на настоящий джип. Широкий в бедрах, узкий в талии и плечах, с “запаской” на задней двери – свиду настоящий вездеход. Особенно выразительна внешне короткобазная 3-дверка – этакий играющий мускулами крепыш. И пусть реальными талантами “проходимца” RAV4 небогат (это же “паркетник”), главное, у него есть романтический имидж покорителя бездорожья. На фоне гладко причесанных конкурентов это дорогого стоит. Словом, внешность – один из главных козырей RAV4.
Внутри также витает ощущение джипа. Узковатый, с высокой оконной линией салон, вертикальная “капитанская” посадка водителя и пассажиров, разделенный на две равные части задний диван. В таком виде его и диваном-то не назовешь – перед вами два индивидуальных кресла. Интерьер не отличается авангардными решениями, но в нем определенно есть стиль и ощущение добротности. Правда, пористая, словно суфле, обивка торпедо и дверей лишь кажется мягкой. На поверку пластик оказывается “деревянным”. Ну что же, умение хорошо выглядеть – тоже искусство.
Некоторые считают RAV4 тесноватым внутри. Я бы так не сказал. Да, втроем сзади не усядешься. Хотя бы потому, что диван узковат и четко разделен на две равные части, между которыми выступают петли механизма складывания. Но для четырех человек ростом 180-185 см места в 5-дверном “рафике” достаточно – хотя и без запаса. Другое дело, что большинство конкурентов внутри просторнее. Однако конструкторы RAV4 сознательно предложили такую компоновку салона, дабы подчеркнуть внедорожный имидж. Кстати, в 3-дверке сзади тоже жить можно. Не люкс, конечно, но для коротких поездок вполне приемлемо.
А вот сиденья подкачали. И задний диван, и особенно передние кресла какие-то аморфные, без должной боковой поддержки, а подушки установлены слишком горизонтально. Причем скользкая, словно полированная кожа только усугубляет ситуацию. С таких сидений съезжаешь вниз, а в поворотах еще и вбок. Если бы с тканевым салоном можно было получить шесть, а не две подушки безопасности, я бы двумя руками проголосовал за комплектацию R1.
Грузим багаж
Удобство пользования багажником – еще один козырь RAV4. Благодаря тому, что “запаска” вынесена из-под пола на пятую дверь, погрузочная высота получилась очень маленькой – всего 530 мм. Тяжелую сумку достаточно просто взять в руку, и она уже в багажнике. Жаль только, что дверь на японский манер открывается вправо, к тротуару.
Понятно, что у 5-дверки ларчик существенно больше, чем у 3-дверки, – 520 литров против 175. Однако впечатляющие возможности трансформации в обоих случаях одинаковы. Чтобы максимально увеличить объем багажника, не лишаясь посадочных мест, вы можете установить более вертикально спинки дивана или сдвинуть вперед каждую из его половинок. Правда, в последнем случае сзади сможет усесться только ребенок. Но если приходится искать компромисс, это вариант. Надо перевезти действительно громоздкую поклажу? Тогда задний диван (целиком или частично) можно сложить бутербродом и установить в вертикальное положение либо вовсе удалить из салона.
Если же вы ставите в багажник пакеты из супермаркета и не хотите, чтобы они искали пятый угол на ходу, можете повесить их на крючки, выдвигающиеся из спинки дивана. А у 5-дверки, кроме того, полка багажника устанавливается в среднее по высоте положение. Чтобы поклажа на нижнем и верхнем ярусах не контактировала друг с другом. Так что с точки зрения перевозки скарба RAV4 на редкость удобен.
Безопасность
Независимым краш-тестам по методике “ЕвроNCAP” RAV4 не подвергался, но по результатам аналогичных испытаний в Америке автомобиль удостоился весьма высокой оценки. Напомним, что в российской спецификации “рафик” предлагает различное количество надувных подушек – две с тканевым салоном и шесть с кожаным. Из средств активной безопасности отметим прежде всего штатную систему динамической стабилизации – весьма актуальную для высокого автомобиля.
Специальные детские креслица инструкция рекомендует устанавливать на заднем диване. Кстати, можно использовать кресла стандарта изофикс, для которых предусмотрены соответствующие крепления. А вот устанавливать детские креслица спинкой вперед на правом переднем сидении запрещено, поскольку фронтальный пассажирский эйр-бэг не отключается.
За рулем
Благодаря высокому потолку и относительно низкому полу кузова садиться в “рафик” очень удобно. О самом водительском кресле вы уже слышали. Остается только добавить, что регулировка по высоте, к сожалению, не меняет угол наклона подушки. А диапазон продольной регулировки, как и у большинства японских автомобилей, маловат для людей ростом выше 185 см.
Но если отвлечься от кресла (не настолько уж оно плохое), эргономика рабочего места водителя выверена великолепно. Все органы управления на своих местах и работают вполне логично. Разве что общение с климат-контролем и бортовым компьютером требует некоторого привыкания. Но это – мелочи. Зато, например, управление “музыкой” продублировано на руле – очень удобно. А омыватель фар включается отдельно от омывателя стекла – зимой бачок с “незамерзайкой” не будет моментально опустошаться. С обзорностью дела обстоят тоже неплохо. Понятно, что при столь высокой корме и закрепленной снаружи запаске задний парктроник не помешает. Но и без него особых проблем не возникает. За исключением того, что от огромных боковых зеркал ожидаешь более широких секторов обзора.
Если пассажиры воспринимают RAV4 как настоящий вседорожник, то водитель – как спортивный вседорожник. На боевой лад настраивают круглые дефлекторы вентиляции, спортивная 3-спицевая “баранка” с перфорированным ободом, а также приборы с белыми циферблатами, металлической окантовкой и тахометром по центру – почти как в “Порше”. Правда, спортивным антуражем дизайнеры увлеклись. При включенной подсветке “приборка” хорошо читается только в полной темноте. В пасмурную же погоду и в сумерки приходится постоянно менять яркость подсветки, поскольку ставшие светло-красными шкалы сливаются с бежевым фоном циферблатов. Но как бы то ни было, сев за руль RAV4, заводишься. Еще до поворота ключа зажигания этот чертенок дает понять, что последним на дороге он не будет.
По дорогам...
Вот это мотор! Казалось бы, всего-то два литра, отягощенные полным приводом, “автоматом”, полутора тоннами снаряженной массы и посредственной аэродинамикой высокого кузова. Не должен такой автомобиль быть шустрым. Но куда там. “Рафик” едет на удивление живо и легко. Сам не замечаешь, как на автостраде стрелка спидометра подбирается к отметке 140. Если бы двигатель еще и шумел поменьше после 3500 оборотов.
В унисон мотору настроена и автоматическая коробка. Чтобы спровоцировать ее на кик-даун, совершенно не обязательно продавливать педаль до пола. Достаточно порезче пройти пару сантиметров ее хода. Что ни говори, тандем коробки и мотора работает классно. Настолько, что через некоторое время забываешь, что машина оснащена “автоматом”, и начинаешь ехать по-взрослому. Выходит, не зря дизайнеры подчеркнули спортивными штрихами руль и “приборку”. В динамике RAV4 полностью оправдывает свой активный, жизнерадостный настрой и заряжает им водителя.
Возможно, искушенные драйверы упрекнут “рафик” в том, что по мере приближения к пределам его спортивные амбиции начинает душить железная рука безопасности. Если, например, на входе в поворот перебрать со скоростью, автомобиль слишком рано начнет пищать резиной и скользить передними колесами наружу, пока неотключаемая система стабилизации плавно не вернет его на путь истинный. Однако для высокого автомобиля такая настройка шасси во благо. Пусть лучше он скользит, нежели держится до последнего, а потом опрокидывается. Главное достоинство RAV4 заключается в том, что удовольствие от управления им гарантировано водителю любой квалификации. И я уверен, большинство людей будут благодарны невидимому ангелу-хранителю, старающемуся уберечь их от неприятностей. Кстати, по зимним тестам мы знаем, что и на скользкой дороге RAV4 ведет себя весьма надежно.
Если же вы сторонник спокойного стиля езды, “рафик” понравится вам тем, что на ходу он ничем не напрягает. Подвеска на любых дорогах демонстрирует великолепный баланс между плавностью хода и энергоемкостью, реакции на управляющие действия оптимальны как в городе, так и на загородных скоростях, аэродинамические шумы в пределах нормы (если снять верхний багажник).Разве что тормоза на малых скоростях недостаточно чувствительны – после достаточного, на первый взгляд, нажатия приходится делать поправку и додавливать педаль. Но это не настолько критично, чтобы претендовать на недостаток.
Даже бортовой компьютер пытается угодить владельцу. Но при этом руководствуется он тем, что сладкая ложь лучше горькой правды. Когда после часа езды с постоянной скоростью 130-140 км/ч он выдает средний расход в 9,6 л/100 км, начинаешь верить, что жизнь прекрасна. Но ведь врет, стервец, безбожно – как и на “Прадо”, и на “Авенсисе”. После того как количество съеденного делишь на количество пройденного и получаешь реальные для такого режима 12,7-13,0 л/100 км, понимаешь, что чудес действительно не бывает. Но, право же, такая ложь не способна испортить наслаждения, получаемого от общения с “рафиком”.
...и без них
Как мы уже говорили, RAV4 – всего лишь “паркетник”. Поэтому не пытайтесь найти подтверждение его внедорожному имиджу в тракторной колее или в песчаном карьере. Чтобы заранее расставить точки над i (так дешевле обойдется), загоните машину на яму и осмотрите ее снизу. Вот они – ничем не защищенные картеры двигателя и АКП, вот они – тонкие, низко свисающие рычаги задней подвески. Но убедительнее всего выглядит выхлопная труба. Проложенная ниже всех остальных агрегатов по всей длине автомобиля, именно она ограничивает дорожный просвет. При этом в незагруженном состоянии под самой низкой точкой выхлопа (между передними колесами) всего 170 мм. Даже по “паркетным” меркам это маловато. Поэтому на рельефном бездорожье водитель RAV4 должен быть предельно внимательным и аккуратным.
В глубоком, по ступицы песке выхлопную трубу не оторвешь. Но и такое упражнение “рафик” воспринимает как экзекуцию. Дело в том, что автомобиль обут в довольно широкие (235 мм) шины, провернуть которые в рыхлом грунте 2-литровым мотором тяжело. Кроме того, первая и особенно задняя передачи в тойотовском “автомате” слишком растянуты. В результате при попытке тронуться в рыхлом грунте мотор натужно урчит, гидротрансформатор взахлеб пережевывает масло, а колеса не крутятся. Поэтому песчаный пляж или глубокую снежную целину на “зубастой” зимней резине желательно проходить ходом. А если уж необходимо остановиться, надо выбирать возвышенность – с нее легче тронуться.
Однако хватит издеваться над машиной. Попробуем предложить “рафику” относительно ровную, но раскисшую после осенних дождей грунтовку – типичную дорожку к дачному поселку. Понятно, что на широкой и “лысой” дорожной резине его нещадно таскает из стороны в сторону. Но благодаря противобуксовочной системе, имитирующей мягкую блокировку дифференциалов, автомобиль гребет всеми четырьмя колесами и все-таки ползет вперед. Во всяком случае, для моноприводной легковушки такая дорога непроходима принципиально.
Итак, RAV4 полностью соответствует статусу “паркетника”. Для настоящего бездорожья он не годится, зато хорош на заснеженных, грязных и разбитых дорогах. Там, где водители легковушек крадутся с черепашьей скоростью, RAV4 позволяет ехать довольно быстро, не боясь оторвать бампер или пробить подвеску. То есть за рулем “рафика” вы будете уверенно чувствовать себя в любую погоду на любой дороге (именно на дороге, а не на бездорожье). Я думаю, это вполне достойная рекомендация.
Эксплуатация, сервис
Здесь покупателей RAV4 ожидают как приятные новости, так и не очень. С одной стороны, на машину предоставляется полноценная гарантия на 3 года или 100 000 км пробега. Сам RАV4 успел зарекомендовать себя как весьма надежный автомобиль. Со снабжением расходными материалами и запчастями проблем нет. В Москве есть крупный региональный склад, услугами которого пользуются все российские дилеры. С техническим обслуживанием проблем, на первый взгляд, тоже нет. В России работают __ официальных дилера “Тойоты”, которые присутствуют практически во всех крупных регионах страны.
Я не готов говорить за все регионы, но в Москве и области дилерская сеть “Тойоты” определенно не поспевает за объемами продаж и спросом на сервисные услуги. Ситуация, когда на банальное ТО приходится записываться за 10-14 дней, явно не нормальна. Что же говорить о крупном механическом или кузовном ремонте? И еще. Межсервисные интервалы для RAV4 и других моделей “Тойоты” составляют всего 10 000 км. Для покупателя это лишняя трата времени и денег. Неужели столь добротные и надежные автомобили надо обслуживать так часто?
Мы решили: из стройных рядов японских “паркетников” “рафик” выделяется подчеркнуто внедорожным имиджем и очень заводным, жизнерадостным характером. Если вам это близко, RAV4 определенно понравится. Кстати, наличие 3-дверной модификации — серьезный козырь для автомобиля с такими качествами.