Новости
Сейчас обсуждают
Семеро по лавкам
Opel Zafira или Renault Grand Scenic — выбираем компактвэн для большой семьи
Сегодняшние герои нашей рубрики давно и прочно удерживают в своем классе лидерские позиции на европейских рынках. А Renault Scenic успел снискать популярность и в России: несколько лет назад эта модель буквально стояла у истоков формировавшегося сегмента компактвэнов, да и ее второе поколение встретило теплый прием. Концерн «Adam Opel», напротив, не торопился выводить Zafira на отечественный рынок. Встав на конвейер в 1999 году, автомобиль попал к нам лишь в 2002-м, когда конкуренция в классе была уже достаточно острой. Однако, судя по растущему спросу на семейные однообъемники, Zafira второго поколения наверстает упущенное предшественницей.
В отличие от обычного Scenic его удлиненная семиместная версия уже не выглядит этаким «раздобревшим» хэтчбеком — настоящий семейный вэн. Хотя все фамильные черты второго поколения семейства Megane в облике Grand Scenic присутствуют. Тут вам и «мягкий» «передок», решенный в русле концепции «soft nose», и выпуклое заднее стекло вкупе с удлиненной линией задней части кузова, и внушительных размеров фирменные ромбы, разумеется. Облик новой Zafira, понятно, тоже лепился по образу и подобию «материнской» модели.
В данном случае — Astra. Соответственно и выглядит немецкий компактвэн куда элегантнее своего предшественника (в основном за счет видоизменившейся передней части кузова). А заодно и солиднее, прибавив 15 см в длину и почти 60 см в ширину. В результате в салоне стало чуть просторнее, а объем багажника вырос на 45 л. Наконец, еще одно приятное во всех отношениях новшество — опционная стеклянная крыша. Точнее, прикрываемые шторками вставки над передними и задними сиденьями, плюс система разновеликих ящичков на потолочной панели.
Однако яркая внешность — не основное достоинство семейного автомобиля, каковым по определению является компактвэн. Все самое интересное у такого рода машин внутри. И наши герои ожиданий не обманывают. Просторный семиместный салон Grand Scenic предлагает массу вариантов трансформации. Три раздельных кресла перемещаются вперед-назад, а их спинки регулируются по углу наклона, причем диапазоны очень широкие. Каждое из трех задних кресел можно частично или полностью сложить и даже удалить из салона, выгадав дополнительное пространство для багажа. Спинка переднего пассажирского сиденья при необходимости опускается на подушку, образуя своеобразный столик. Такой же, в дополнение к двум откидным, что закреплены на спинках передних сидений, могут получить задние пассажиры, сложив спинку среднего кресла. Как и положено автомобилю такого класса, Scenic изобилует всевозможными «бардачками»-тайничками. Тут и ящички для сменной обуви в основаниях кресел, и крытые углубления под ногами пассажиров, и — предмет особой гордости «Renault» — громадный вещевой ящик с подстаканниками, подлокотниками, подсветкой и 12-вольтовой розеткой, располагающийся между передними креслами.
Манипулировать посадочными местами Grand Scenic — занятие увлекательное. Дернул за петельку — вытащил «детские» сиденья, скрывавшиеся до поры в полу багажного отсека, нажал рычажок — сложил спинку кресла среднего ряда, потянул за другой — оно «приторочилось» к переднему. Все хорошо, пока вам не придет в голову вынуть кресла из салона — весят они немало. Причем в отсутствие каких-либо ручек их предлагается брать в охапку. Зато освобожденный от «лишних» сидений Grand Scenic превращается в настоящий грузовик: без второго ряда кресел объем багажника достигает 1920 л (в пятиместном варианте — 605 л, а в семиместном — 200 л).
Благодаря фирменной системе трансформации салона Flex7, унаследованной от предшественницы, новая Zafira легко превращается хоть в микроавтобус, хоть в грузовой фургон. Правда, в отличие от французского конкурента средний ряд сидений «немца» можно перемещать и складывать только целиком, да и оставить его в гараже, выгадывая дополнительное пространство для багажа, не получится. К тому же обитатели «багажных» мест смогут попасть в салон, лишь попросив оттуда пассажиров среднего ряда, — ведь сперва необходимо сдвинуть вперед монолитный диван и поднять его подушку в вертикальное положение, освободив достаточной ширины проход. В остальном все как у «француза». Третий ряд сидений заподлицо убирается в пол багажника, спинки кресел второго ряда (как и переднего сиденья) при желании можно сложить, например, для перевозки длинномеров...
В общем, к пассажирам и их багажу наши герои настроены дружественно. Остается проверить, что они предлагают водителю.
В активе «Renault» — система «автомобиль без ключа». Благодаря «идентификационной карточке» машина не только впустит вас в салон, но и позволит запустить двигатель — для этого карточку необходимо вставить в считывающее устройство на передней панели. Есть, однако, одна тонкость: мотор заводится только при одновременном нажатии на кнопку «Start/Stop» и педаль тормоза. Заметим, что аналогичную систему под названием «Open&Start» предлагает и «Opel», правда, покупателям Zafira эта опция обойдется в «лишние» $600.
Отдельного упоминания заслуживает приборный щиток французского компактвэна, прикрытый оригинальной формы козырьком. Центральное расположение комбинации приборов, совмещенной с дисплеем аудиосистемы, позволяет считывать показания с электронных шкал не только водителю, но и каждому из пассажиров. В результате у рулевого Grand Scenic никакой «личной жизни» («А не слишком ли ты разогнался, дорогой?», «Пап, а у нас бензин кончается» и т.д. и т.п.). А что вы хотели — машина-то семейная. С другой стороны, на privacy водителя такой же семейной Zafira никто не покушается: разглядеть показания упрятанных в глубокие колодцы приборов (панель заимствована у Astra) способен только он сам.
Конечно, «однообъемник» — совсем не спорткупе, «зажигать» ему вроде бы не по чину. Однако комплексом неполноценности владельцам наших героев мучиться не придется. К примеру, Grand Scenic с 2-литровым 136-сильным двигателем ведет себя на дороге вполне достойно. Даже если мотор работает в паре с «автоматом». Правда, 4-ступенчатая автоматическая трансмиссия Proactive слегка путается в выборе передач при рваной езде по «пробкам», но к этой особенности французского «автомата» можно привыкнуть. Или перевести селектор в режим ручного управления. Он почти «честный» и разрешает держать передачу почти до красной зоны электронного тахометра, да и тормозить двигателем позволяет. Но — интересная деталь — стоит отправить педаль акселератора в кикдаун, и АКП самостоятельно перебросит передачу на ступень ниже.
«Автомат» 2,2-литровой Zafira тоже оказался 4-ступенчатым. Ручного управления, правда, не было. Зато наличествовал «зимний» режим, равно как и возможность «пришпорить» полторы сотни «лошадей», спрятанных под капот тестового «однообъемника». Как и в некоторых версиях Astra, на центральной консоли Zafira имеется кнопка «Sport», нажатие на которую буквально преображает немецкий компактвэн. Секрет мгновенного превращения солидного семейного автомобиля в резкое, до предела собранное, действительно почти спортивное авто — в опционном шасси IDS (Interactive Driving System). В спортивном режиме усилитель руля снижает производительность, привод акселератора становится «острее», а амортизаторы жестче. Компактвэн уверенно держит прямую, легко перестраивается из ряда в ряд.
На фоне «нервной» Zafira французский «однообъемник» может показаться чересчур вальяжным. Хотя с управляемостью и курсовой устойчивостью (все это в сочетании с нормальной плавностью хода) у Grand Scenic все нормально. Что, в общем, неудивительно, ведь машина создавалась на платформе Megane II, при этом колесная база была увеличена на 60 мм. Как и немецкий конкурент, Scenic оборудуется электроусилителем рулевого управления с изменяющейся в зависимости от скорости движения характеристикой. Имеется и функция «active return», активно возвращающая «баранку» в нулевую точку.
Тормозные системы особых нареканий не вызвали — обе машины отлично замедляются даже с высоких скоростей. Разве что потребуется некоторое время, чтобы освоиться со сверхчувствительной педалью Scenic. Кстати, сближенный педальный узел «француза», очевидно, не рассчитанный на «русские лапти», вообще не слишком-то удобен: управлять авто сподручно (или сподножно?) лишь в узкой обуви. Зато в списке дополнительного оборудования французского «однообъемника» имеется автоматический стояночный тормоз. Стоит водителю заглушить мотор, как умная электроника самостоятельно поставит машину на «ручник», определяя усилие, необходимое для удержания автомобиля в зависимости от уклона дороги, и распустит колодки после начала движения. При остановке с работающим двигателем тормоз можно активировать и вручную, с помощью скобы, расположенной на передней панели слева от рулевой колонки. Опция, безусловно, полезная. Особенно для начинающих водителей, едва освоивших трогание с «ручника» на практическом экзамене в ГИБДД...
Ну а теперь, по традиции, о самом интересном: во что обойдется это удовольствие. Клиентам предлагается выбирать из трех версий Grand Scenic, различающихся силовыми агрегатами и комплектацией. «Минимальная» — Expression — с механической коробкой передач и двигателем объемом 1,6 л (115 л.с.) стоит от $22 600. Автомобиль, побывавший на этом тесте, стоил с учетом опций $32 399.
Opel Zafira доступна в трех вариантах исполнения — Essentia, Enjoy и Cosmo, с двигателями 1,6 л (105 л.с.), 1,8 л (140 л.с.), 2.0 Turbo (200 л.с.) и 2,2 л (150 л.с.), агрегатируемыми с «механикой», «автоматом» или роботизированной коробкой передач. За самый простой вариант с 1,6-литровым мотором и 5-ступенчатой МКП придется заплатить от $19 750. Ну а за машину, участвовавшую в этом тест-драйве, дилеры просят $36 348.