Новости
Сейчас обсуждают
Защиту ставят дополнительно.
Главное - упаковка
Как известно, хорошая упаковка – залог рыночного успеха товара. С первого взгляда “Фабия” подкупает ощущением солидности, дороговизны и надежности. В данном случае благоприятное психологическое восприятие формируется как раз упаковкой – дизайном и подбором материалов. Насколько в действительности хорош чешский супермини после 3–4 лет эксплуатации?
Ощущение солидности, дороговизны и надежности – это у “Фабии” от “Фольксвагена”. Даже социалистический “Фаворит”, который был не лучше вазовской “девятки”, немцы смогли превратить в “Фелицию” – вполне приличный для своего времени бюджетный автомобиль. А у “Фабии” от “Шкоды” только эмблема да некоторые бензиновые моторы. Во всем остальном это стопроцентный “Фольксваген” – на той же платформе и агрегатной базе создан “Поло”. Отсюда и строгий дизайн, и дорогие отделочные материалы, и правильные, по-немецки жесткие кресла. А еще “Фабия” весьма просторна внутри. Во всяком случае, для задних пассажиров она предпочтительнее “Октавии”, в которой за рослым водителем не усядешься. Универсал же еще и багажником располагает вполне приличным.
Ладно скроенный кузов “Фабии” ожиданий не обманывает. Оцинкованный с двух сторон, товарный вид он не теряет даже после пяти лет интенсивной круглогодичной эксплуатации в соленой Москве. Добротные материалы салона стареть тоже не спешат. Единственная ложка дегтя здесь – быстро протирающийся до дыр кожух рычага КП. Зайдите в любое автоателье, закажите чехол из натуральной кожи и забудьте об этом. А вот во внутреннем оборудовании кузова и салона (электрика, арматура) “тараканов” хватает. Одни характерные неисправности вызваны конструктивными недоработками, другие – качеством сборки. Вообще, в относительно узких кругах “Шкоды” широко известно, что по качеству изготовления и надежности “Фабия” уступает “Октавии”. Но если в машине и были какие-то неполадки, вызванные человеческим фактором, они наверняка уже устранены первым владельцем.
Старый конь борозды не портит
По немецким традициям, на “Фабию” устанавливалась широчайшая гамма двигателей. Но если отбросить экзотические, которые на вторичном рынке раз в год встречаются, в России наиболее популярны два 1,4-литровых мотора – один производства “Шкоды”, другой “Фольксвагена”.
Абсолютный лидер рынка – старый нижневальный чешский двигатель, ведущий свою историю еще со времен социализма. Естественно, что перед установкой под капот “Фабии” он был основательно модернизирован, оснащен впрыском топлива, гидротолкателями клапанов и в зависимости от модификации развивал 60 или 68 сил мощности (сейчас его уже сняли с производства). Для города чешский моторчик хорош. Он достаточно тяговитый, что особенно важно, на малых оборотах. А вот на трассе, да при полной загрузке, с работающим кондиционером ему уже приходится напрягаться. Поэтому если вам предстоят частые загородные поездки, предпочтительнее 68-сильная модификация (в городе разницы между ней и 60-сильной версией практически не ощущается).
В эксплуатации двигатель неприхотлив. Владельцу подержанной машины надо быть готовым к замене цепи ГРМ (она имеет свойство вытягиваться), водяного насоса и кассеты зажигания. Однако все это стоит умеренных денег. Больнее бьет по карману замена форсунок впрыска и отказавшего от соли и воды компьютера управления двигателем. Но если форсунки после 100 000 км начнут хандрить наверняка, то компьютер “вылетает” редко.
Машины с “фольксвагеновским” двигателем в продаже встречаются значительно реже. Сам по себе немецкий мотор гораздо прогрессивнее: 16-клапанный, с двумя верхними распредвалами, в зависимости от модификации он выдает 75 или 100 сил. Но даже в лучшие годы, когда “шкоды” продавались по реальным ценам, модификации с такими моторами были дороговаты. Стосильные машины в дорогих комплектациях еще как-то покупали. А вот 75-сильный вариант (по цене он почти не отличался от более мощного) выбирали только те, кому нужна была автоматическая коробка – с другими двигателями “автомат” не сочетался. Однако машины с АКП появились уже тогда, когда “Шкода” начала стремительно дорожать, поэтому они встречаются редко.
“Фольксвагеновский” мотор механики считают весьма надежным. Но, очевидно, по нему просто статистики мало.
Почти наверняка “механика”
Как вы уже поняли, подержанная “Фабия” скорее всего окажется с ручной коробкой. Чего от нее ждать? Как обычно, замены сцепления. При правильном обращении оно служит до 100 000 км. Однако педаль сцепления у “Фабии” мягкая и, как у всех “фольксвагенов”, длинноходная. К ней надо приноровиться. Те, у кого это не особо получается, сжигают сцепление за 10 000–20 000 км. На морозе текут цилиндры сцепления – как главный, так и рабочий. Педаль в обоих случаях проваливается. Кроме того, со временем разбалтывается привод выбора передач – особенно первой. Обычно помогает регулировка. Зато масло в коробке менять не нужно. Оно залито на весь срок службы, поэтому во время ТО надо лишь контролировать его уровень.
В “автомате” замена масла также не предусмотрена, хотя после 4–5 лет его все же лучше обновить. Каких-либо характерных болячек за АКП пока не наблюдается. Статистики по ресурсу тоже еще нет.
Где густо, а где пусто
Живучесть шасси “Фабии” невозможно оценить сколько-нибудь определенно. Есть в нем детали весьма долговечные, а есть откровенно слабые. Среди последних можно отметить передний стабилизатор поперечной устойчивости и подшипники передних ступиц. Стабилизатор раннего образца был выполнен как единое целое с пластиковыми втулками. Когда те вылезали из резиновых подушек и начинали стучать, стабилизатор приходилось менять целиком. Затем появился стабилизатор нового образца, взаимозаменяемый со старым, и проблема ушла. Поэтому в таблице мы привели стоимость замены стабилизатора на тот редкий случай, если вам достанется 4–5-летняя машина с малым пробегом. Подшипники передних ступиц ходят всего 30 000–45 000 км. Их конструкцию тоже меняли, но это мало помогло.
Преподносит сюрпризы и рулевое управление с электроусилителем. Если усилие на руле резко и произвольно меняется, а на приборной панели при этом загораются сигнальные лампы неисправности двигателя и электроусилителя, наверняка вышел из строя датчик поворота руля. Реже отказывает электронасос усилителя. Руль при этом тяжелеет раз и навсегда, без всплесков активности усилителя. Ну а если потекла рулевая рейка (такое может случиться уже после 60 000 км), ее надо менять.
Кроме того, на машинах с барабанными задними тормозами быстро изнашиваются задние колодки и рабочие тормозные цилиндры. До второй замены колодок они обычно не доживают.
Другие детали шасси нареканий не вызывают. Тормозные суппорты при условии очистки и смазки при каждой смене колодок не клинят. А такие позиции, как рулевые тяги, шаровые опоры и сайлент-блоки рычагов служат достаточно долго. Особенно живучи амортизаторы усиленной подвески с увеличенным дорожным просветом (в Россию “Фабия” поставлялась только на такой). При 100-тысячном пробеге они обычно еще работоспособны.
Покупаем?
Как видите, с точки зрения надежности “Фабия” не идеальна. Для того же технически сложного “Пассата” такое количество характерных болячек было бы нормой. А вот для простенького малыша это многовато. Но, во-первых, не все статистические неисправности коснутся именно вашего автомобиля. А во-вторых, смотря с чем “Фабию” сравнивать. По харизматичности рядом с ней можно поставить только один популярный у нас супермини – “Пежо-206”. Но я не сказал бы, что 3–5-летние “львята” значительно надежнее. А по умению солидно и дорого выглядеть конкурентов у “Фабии” в свое время вообще не было. Разве что “Фольксваген-Поло”. Но он продавался в мизерных количествах. Поэтому если вы изначально настроены на подержанный компактный автомобиль, а в “Фабии” вас привлекает ощущение солидности и дороговизны, альтернативы ей я не вижу.
Проблема лишь в том, что продавцы подержанных машин спекулируют на умении маленькой “Шкоды” дорого себя подать и отталкиваются от нынешней, явно завышенной цены новой “Фабии”. В результате за 3-летние машины со “шкодовским” мотором просят $9000–10 000, а за редкие экземпляры с немецким двигателем и вовсе $10 500–11 500. Когда в главе “Новый, с гарантией, за те же деньги” присутствуют модели-одноклассники, это не правильно.
Новый, с гарантией, за те же деньги
Не считая устаревшей “Нексии” и совсем уж спартанского “Пойнтера”, вместо 3-летней “Фабии” можно купить четыре вполне приличные машины – “Гетц”, “Акцент”, “Рио” и “Символ”. Правда, по цене они конкурируют только с 16-клапанной “Фабией” и только в базовом оснащении. А в приличной комплектации обходятся примерно на $1000 дороже. Но что такое тысяча (и даже две, если вы отталкиваетесь от 8-клапанной версии), когда речь идет о прямых одноклассниках – новых и далеко не последних в табели о рангах.
Болезни электрооборудования
Больше всего достает сущая мелочь – омыватель заднего стекла. То подводящая трубка соскочит, то колпачок форсунки или сама форсунка на мойке потеряется. Но это действительно пустяки. Трубку можно закрепить хомутом, а колпачок с форсункой стоят копейки. Может потечь и насос омывателя стекла – уже лобового.
Еще одна характерная неисправность – отказ сервопривода заслонки отопителя, после чего в салон самопроизвольно начинает поступать теплый воздух. Заслонка требует замены. А вот если беспричинно включается-выключается кондиционер, скорее всего, надо менять датчик температуры испарителя. Зато уходящий после 2–3 лет фреон, в отличие от многих машин, вовсе не свидетельствует о сгнивших трубках. Обычно бывает достаточно просто заправить кондиционер.
Через 3–4 года эксплуатации в Москве от дорожной соли и грязи начинает “глючить” электрика. Когда залипает кнопка одного из электростеклоподъемников, дело обходится заменой копеечной кнопки. А вот если начинают хандрить электроприводы не только стекол, но также зеркал (включая их обогрев) и внутренний блокиратор центрального замка, наверняка окислился расположенный в водительской двери блок комфорта (поставляется в сборе с мотором стеклоподъемника). Однако не спешите покупать мотор стеклоподъемника, когда в двери явно что-то жужжит и движется, а стекло не опускается. Вероятнее всего, с нижней кромки стекла соскочила скоба механизма стеклоподъемника. Разбираем дверь и водворяем ее на место.
Если при открывании дверей не загорается свет в салоне, не пищит предупреждающий зуммер, а сигнализация подает ложную тревогу, значит, вышел из строя один из электрозамков (чаще всего, водительской двери).
Неисправности электрооборудования могут стать и причиной перегрева двигателя. Иногда отказывает датчик включения вентилятора системы охлаждения. Но чаще (после 3–4 лет) от соли и грязи отказывает мотор вентилятора. Когда человек узнает его стоимость...