Новости
Сейчас обсуждают
Про бочку меда и ложку дегтя
“Икс-Трейл” может вам нравиться или не нравиться. Однако по надежности это один из лучших “паркетников” в классе. Если бы не одно обстоятельство...
Имидж решает все
“Икс-Трейл” появился в России в 2002 году, когда его главные конкуренты CR-V и RAV4 уже успели снискать всеобщее признание. Однако он быстро обрел популярность, одно время даже став лидером класса по продажам. Чем же приглянулся покупателям “паркетник” от “Ниссана”?
Кузов, при первом знакомстве кажется, сделан из фольги. Закрываешь пятую дверь – крыша хлопает, словно брезентовая. Берешься за ручку двери водительской – лист железа вокруг нее извивается волной. А внутренняя отделка стала выглядеть дорого только после рестайлинга 2003 года. Прежде салон “Икс-Трейла” запоминался лишь оригинальными решениями вроде “приборки” по центру торпедо или охлаждаемыми тубусами под банки 0,33 л.
На ходу “Ниссан” тоже особо не впечатляет. Ни отточенной управляемостью, как RAV4, ни высоким ездовым комфортом, как CR-V, автомобиль не отличается. По ездовым повадкам “Икс-Трейл” ближе к настоящим джипам, чем к “паркетникам”.
Однако это не означает, что “Ниссан” выглядит хуже конкурентов. Просто если у них есть хотя бы одна яркая черта (и в нагрузку к ней хотя бы один заметный недостаток), то “Икс-Трейл” средний по всем показателям – не провальный, но и не выдающийся. Тогда за что же его так любят?
Своей популярностью “Икс-Трейл” обязан прежде всего дизайнерам и маркетологам. Если большинство “паркетников” внешне “карамельные”, то “Ниссан” выполнен в нарочито грубом внедорожном стиле – этакий мини-“Патруль”. И в рекламных роликах он позирует не на фоне городских пейзажей, а на природе. То по горнолыжной трассе несется, то с велосипедами на крыше в гору карабкается, то дайверов к берегу озера доставляет. При этом японцы с самого начала заявляли, что по внедорожным качествам “Икс-Трейл” – один из лучших в классе.
Любители активного отдыха оценили “Ниссан” по достоинству. Для перевозки спортивного снаряжения автомобиль действительно хорошо приспособлен. Например, пол багажника выполнен из твердого пластика со специальным покрытием, не боящимся грубой и грязной поклажи. А подлокотник заднего дивана для перевозки длинномеров можно не только откинуть, но и вовсе снять. В этом случае окно в спинке дивана становится больше, что позволяет ехать вчетвером, одновременно перевозя лыжи или сноуборды для всей компании.
Но даже если спортом и активным отдыхом вы интересуетесь как телезритель, обладать автомобилем с имиджем бесстрашного искателя приключений, согласитесь, приятно. В общем, покупатели получили воплощение своей фантазии.
Из России или из Европы
Поскольку в Америку “Икс-Трейл” не поставляется (а именно оттуда подержанные автомобили получаются самыми дешевыми), вторичный рынок составляют машины, некогда проданные в России новыми либо привезенные из Европы. По технике и комплектации они практически одинаковы, поэтому выбор в каждом конкретном случае определяется ценой и состоянием предлагаемого автомобиля.
Вариантов нет лишь в том случае, если вам нужен дизель. В России такие “икс-трейлы” практически не продавались, а в Европе их много. Но поскольку опыта эксплуатации 2,2-литрового 136-сильного дизеля в наших условиях нет никакого, связываться с ним по окончании срока гарантии слишком рискованно. Тем более что компактный “паркетник” – это не тяжелый джип, на котором дизель может быть оправдан.
“Икс-Трейл” надо покупать с бензиновым мотором. Это может быть 2-литровый 140-сильный либо 2,5-литровый 165-сильный. Последний особенно хорош. Если 2-литрового маловато будет для динамичной езды с “автоматом” и бездорожья, то 2,5-литрового хватает с запасом всегда и везде. Но такие машины и новыми, и подержанными стоят существенно дороже.
Одинаковые по конструкции 4-цилиндровые двигатели в эксплуатации весьма надежны. Например, ГРМ у них приводится не ремнем, а практически вечной цепью. Клапаны регулируются вручную. Но по крайней мере до 150 000 км потребности в этом не возникает. А каких-либо неполадок из числа характерных за ними не водится. От нашей соли на дорогах текут радиаторы. Но это – как и у всех “японцев”. В общем, бензиновые моторы можно было бы назвать феноменально надежными...
...если бы не катализатор
До марта 2004 года он был ахиллесовой пятой практически беспроблемного во всем остальном “Икс-Трейла”. В этот период катализатор имел свойство со временем разрушаться. При этом “чек” на приборной панели не загорался. И если водитель вовремя не замечал единственный симптом – потерю мощности, керамические осколки катализатора затягивало в цилиндры, и мотор умирал. “Ниссану” даже пришлось менять вышедшие из строя двигатели по гарантии. А кампания по бесплатной замене самих катализаторов продолжается до сих пор.
Если на автомобиле, выпущенном до марта 2004 года заменен двигатель в сборе, это лучше, чем один только катализатор. По крайней мере, вам не придется гадать, успели ли керамические осколки задрать стенки цилиндров. Если же отметки о замене двигателя в техпаспорте нет, надо разобраться хотя бы с катализатором.
Откройте капот и посмотрите расположение кислородного датчика, что крепится на корпусе катализатора. Если он установлен горизонтально, перед вами деталь нового образца. Если под углом 45о – старого. В этом случае надо обратиться в фирменный техцентр “Ниссан”. Если катализатор требует принудительной замены (определяется по VIN-номеру автомобиля), его должны поменять бесплатно в рамках сервисной кампании.
“Механика” или “автомат”?
По части надежности трансмиссия “Икс-Трейла” практически безупречна. Сервисмены отмечают лишь возможную с возрастом течь сальников углового редуктора “раздатки”. Если передний хвостовик карданного вала начал мокнуть, лучше заменить все три сальника редуктора, не откладывая в долгий ящик. Масла в редукторе мало – всего 310 г, и если оно начало уходить, уйдет быстро.
Ручную или автоматическую коробку можно выбирать по своему вкусу. Во всяком случае, до 150 000 км претензий к ним нет. А вот срок службы сцепления, если выбрали “механику”, определяется не только стилем езды, но также вылазками на бездорожье. При отсутствии понижающей передачи спалить сцепление в песке или глубокой грязи можно на раз. Но, как правило, оно служит более 100 000 км.
Масло в ручной и автоматической коробке, а также в переднем угловом и заднем редукторах рекомендуется менять через 75 000 км. Однако в угловом редукторе интервал замены лучше сократить до 45 000 км. По причине малого объема масло здесь стареет быстрее.
ESP – это дополнительный шанс
Утверждение насчет превосходства “Икс-Трейла” над конкурентами на бездорожье оставим на совести PR-технологов. Понижающей передачи у него нет, а дорожный просвет в 195 мм ограничен потрохами выпускной системы (особенно уязвим “самовар” заднего глушителя). То есть все, как и у других “паркетников”. Впрочем, многое зависит от варианта исполнения трансмиссии.
Изначально она не представляет собой ничего особенного. Водитель может выбирать только схему привода: передний (положение селектора 2WD), передний с автоматическим подключением заднего (AUTO) либо жесткое подключение заднего моста (LOCK). Последний режим предназначен исключительно для бездорожья.
Некоторое преимущество над конкурентами “Икс-Трейл” получает только при наличии системы динамической стабилизации ESP. Причем важен не сам факт ее присутствия (она есть у многих), а грамотная настройка. Поскольку ESP не только подтормаживает буксующие колеса, имитируя мягкую блокировку дифференциалов, но также душит двигатель (что в снегу или грязи совсем некстати), ее обычно делают отключаемой. Полностью. То есть мотор получает полную свободу, однако виртуальные блокировки пропадают. У “Ниссана” нажатие кнопки “ESP” отключает только “удавку” двигателя – блокировки остаются активированными.
ESP с такой настройкой – это дополнительный шанс выбраться из сугроба или раскисшей колеи. Поэтому если в машине она есть (в России только на 2,5-литровых экземплярах, в Европе также на некоторых 2-литровых), это хорошо. Но даже при наличии ESP “Икс-Трейл” остается “паркетником” – полноприводным легковым автомобилем, на котором дальше ровной грунтовки лучше не соваться.
Неубиваемая подвеска
Крепким, выносливым шасси обладают многие “паркетники”. Однако “Икс-Трейл” даже среди них оказался одним из самых живучих. Детали подвески и рулевого управления, для которых указан средний срок службы 120 000–150 000 км (если машина с первого километра ездит по нашим дорогам!), механики по естественному износу не меняли ни разу. На 100 000 км, когда машины еще ездят в фирменный сервис, они еще живые, а служить более 150 000 км вроде как не должны. Но, например, рычаги задней подвески по опыту других моделей “Ниссана” с аналогичной конструкцией легко могут пройти и 200 тысяч.
Тормозных дисков хватает на два комплекта колодок. Тормозные суппорты, если их очищать и смазывать во время ТО, не клинят. Рулевая рейка не течет и не стучит по крайней мере до 150 000 км. Так что механики пока меняют в основном расходные детали – колодки и диски, стойки и втулки стабилизатора, очень редко ступичные подшипники. Больше ничего.
Покупаем?
Катализатор для “Икс-Трейла” – что ложка дегтя в бочке меда. Ведь во всем остальном автомобиль на редкость надежный и живучий. Поэтому если проблема с катализатором решена, “Икс-Трейл” представляется выгодным приобретением.
Как и новый, подержанный он стоит чуть дешевле, чем “Хонда” CR-V и “Тойота” RAV4, – $21 000–25 000 за 2-литровые и $24 000–28 000 за 2,5-литровые экземпляры 2002–2003 годов выпуска. При этом, если взять его с пробегом 60 000–90 000 км из-под частного владельца, без крупных вложений можно проездить еще очень долго.
Новый, с гарантией, за те же деньги
На сегодняшний день у подержанного 2-литрового “Икс-Трейла” осталась единственная альтернатива – “Сузуки-SX4”. Ну а те, кто нацелился на 2,5-литровый “Ниссан”, могут рассмотреть базовый 2-литровый “Хёндай-Туссан” или “Киа-Спортидж”.
Дело не в "тонком металле"
Нет, нет – с толщиной железа у “Икс-Трейла” все в порядке. Хлопки крыши и податливость дверных панелей вокруг ручек объясняется, возможно, не самым удачным расположением ребер жесткости. Однако в этом нет ничего страшного. Ни с жесткостью, ни с коррозионной стойкостью кузова проблем у “Икс-Трейла” нет. Более того, у машин, проездивших 4 года по России, нет вообще никаких проблем с кузовом и его оборудованием.
На автомобилях ранних выпусков заливало водой электромотор привода люка в крыше, но это уже давно устранили по гарантии. На сегодняшний день механики отмечают лишь редкие случаи отказа кнопок стеклоподъемников (приходится менять весь блок из 4 штук). Кроме того, некоторые владельцы ломают автоматику дископриемника CD-чейнджера, если пытаются заряжать диски вручную.
Двигатели в эксплуатации
Помимо плановых ТО с заменой масла и фильтров статью регулярных расходов составляют только свечи, которые в наших условиях служат в среднем 15 000–30 000 км. Ремень привода вспомогательных агрегатов подходит к замене (по состоянию) примерно к 100 000 км. При этом первая замена скорее всего обойдется без натяжителя ремня. В крупных городах, где дороги зимой обрабатывают реагентами, через 2–3 года начинает течь радиатор. Оригинальный очень дорог – можно купить “неоригинал”.
Со временем от грязи может захандрить дроссельная заслонка – холостые обороты при этом начинают плавать. Проблема решается промывкой заслонки. Ну а любители “экономичной” езды на малых оборотах со временем могут ожидать появления нагара на впускных клапанах. Мотор начинает сильно просаживать обороты (почти глохнуть) при сбросе газа. На ранней стадии нагар удается снять промывкой на специальной установке. Если не помогло – снятие головки и притирка клапанов.
При замене катализатора (если это не сделали до вас) требуется перепрограммирование блока управления двигателем. Однако на машинах самых ранних выпусков “мозги” перепрограммированию не поддаются – их тоже приходится менять.