Новости
Сейчас обсуждают
подскажите как это сделать
Хоббиты повышенной вместимости
Микровэны, хэтчбеки с высокой крышей, компактные УПВ - как эти машины ни назови, но с ними приходится считаться. Ведь европейцы пересаживаются на них эшелонами!
Сказка ложь, да в ней намек
Хоббиты - это маленький славный народец, населявший сказочное Средиземье, придуманное английским писателем Джоном Толкиеном. Ростом невелики, но смелости и отваги, когда дело доходит до драки, им не занимать. Любители хорошо перекусить и не дураки выпить, они в то же время ступают тише ветра, да и ловкости у них с избытком. Обычно смешливые и дурашливые, хоббиты бывают рассудительными и находчивыми при разгадывании столь любимых ими загадок. Противоречивый портрет, не правда ли?
Обширное племя компактных минивэнов, с невероятной быстротой обживающее Европу, кладезем своих талантов напоминает сказочных хоббитов. Компактные, но одновременно вместительные, с виду необычные, но вполне симпатичные, экономичные и приемистые - словом, разносторонне одаренные, к тому же не слишком дорогие.
А уж до чего смелые! Ведь некоторые хоббиты, прошу прощенья, компактвэны с Востока, по заверениям своих создателей, готовы на равных сражаться с законодателями мод класса С - "Фордом-Фокус" и "Фольксвагеном-Гольф". Поставив к барьеру двух отнюдь не сказочных, а вполне реальных персонажей - компактвэны "Мицубиси-Спейс-Стар" и "Сузуки-Лиана" - мы решили проверить, действительно ли мини-УПВ способны отбивать клиентуру у старожилов.
Мечта ревматика
С генеалогией двух японских хоббитов вопросов как будто не возникает. "Лиана" занимает место собирающегося на заслуженный отдых семейства "Балено", у которого она унаследовала и фирменную черту "Сузуки" - полноприводную трансмиссию. "Спейс-Стар", в свою очередь, построен на платформе "Каризмы". Да и собирать этот "Мицубиси" будут на том же голландском заводе "НедКар", где выпускают седан "гольф-класса".
Между тем представители "Трех бриллиантов" упорно называют "Спейс-Стар" не компактным минивэном, а хэтчбеком с увеличенной крышей. Думаете, простое кокетство? Никак нет. Именно таким образом японцы хотят подчеркнуть одно из главных преимуществ "вагончика" - удобство посадки.
Нет нужды устраивать соревнование, в чей салон забираться удобнее и проще, скажем, "Гольфа" или "Спейс-Стара" с "Лианой". Результат очевиден - у "немца" нет шансов. Ведь при посадке в салон "Мицубиси" вам почти не надо наклонять голову. "Сузуки", к слову, в этом "Мицубиси" не уступает. Для людей с остеохондрозом и прочим ревматизмом машина такой компоновки - просто находка. Но это отнюдь не единственный плюс микроминивэнов. "Лиана", к примеру, еще и весьма хороша собой.
Восточные красавицы
Сразу видно, что "Сузуки" создавался с учетом требовательных вкусов европейских покупателей. И усилия дизайнеров не пропали даром. В двух словах: у "Лианы" очень милый, гармоничный облик. Правда, наиболее запоминающаяся и оригинальная часть автомобиля - это, пардон, корма. Тонкие изогнутые стойки задних фонарей, выкрашенная в контрастный черный пятая дверь смотрятся весьма стильно и, главное, не наводят на мысль о плагиате. В других ракурсах "Лиана", быть может, и не столь индивидуальна, но гармонична - наверняка. Изящны колесные диски, по-своему загадочны передние фары, по-спортивному стремительны подштамповки по бокам. Гейша - ни дать ни взять! Но не зря говорят, что восточные красавицы, столь ослепительные в молодости, быстро теряют свою привлекательность.
Возможно, именно поэтому "Спейс-Стар" на фоне "Лианы" выглядит если и красавицей, то несколько поблекшей. Да и вообще "Мицубиси" всем своим видом будто показывает - я простой автобус, разве что уменьшенный в размерах. Не помогают ни бамперы, выкрашенные в цвет кузова, ни поворотники с модными ныне белыми рассеивателями. А низко посаженные фары и вовсе придают автомобилю вид человека, у которого выдался далеко не радостный день. Впрочем, напомним, у "Спейс-Стар" есть одно оправдание - ведь на рынке машина дебютировала без малого четыре года назад - в 1998-м. Кстати, еще сильнее разница в возрасте двух автомобилей заметна внутри.
По нашим дорогам
Если вы решили стать владельцем одного из японских мини-УПВ, не забудьте установить защиту картера. Особенно это актуально для "Лианы" с ее далеко не рекордным дорожным просветом. Уже при частичной загрузке расстояние от картера до земли составляет 16 см, а от поперечины передней подвески - всего 14,5 см. У приподнятого "Спейс-Стара" клиренс под картером чуть больше и равняется 20,5 см. Зато можно предположить, что "Сузуки" в процессе эксплуатации будет меньше пачкаться внутри. Качественные резиновые уплотнители расположены у "Лианы" не только по периметру дверей, но и капота и багажника. В "Мицубиси" уплотнителей на пятой двери нет совсем, а капот от грязи защищают две коротенькие полоски резины.
Как айсберг в океане
Дизайнеры "Мицубиси", похоже, не обременяли себя заботами о привлекательности интерьера, задумываясь скорее о его функциональности и дешевизне. Результат - хорошо знакомый всем, кто хоть раз ездил на "Мицубиси", винегрет. Кнопочки, рычажки, регуляторы и даже руль и дисплей дорожного компьютера точно такие же, как и на "Кольте", и на "Каризме", и на "Паджеро". И все это под соусом из дубово-жесткого пластика. Блюдо, прямо скажем, не на самого взыскательного едока. Синие пластиковые вставки едва ли оживляют внутренний мир "Мицубиси". Какое-то все уж излишне холодно-деловое. Если кому-то покажется, что мы придираемся, милости просим в салон "Лианы".
С первого взгляда интерьер "Сузуки" буквально влюбляет в себя. А казалось бы - ничего сверхъестественного. Не слишком дорогие, но качественные материалы отделка подобрана со вкусом. Особенно понравилось весьма стильное сочетание светло-коричневой обивки сидений и бежевого пластика дверей. Модно и современно выглядит цифровая приборная панель, которая, в отличие от, скажем, "Ситроена-Ксара-Пикассо", расположена не в центре торпедо, а там, где ей и положено быть - перед глазами водителя. Кстати, у этой "приборки" - опять же в пику "Ситроену" - нашлось место и для тахометра. Одним словом, интерьер этого в принципе недорогого автомобиля выполнен с любовью, и именно поэтому в нем чувствуешь себя по-домашнему уютно - хочется скинуть обувь и, вытянув ноги, почитать газету. Впрочем, как раз вытянуть ноги, пожалуй, и не удастся.
Не толкайтесь - автобус не резиновый
И это действительно так. Раз посадка в автомобиле вертикальная, почти автобусная, то на пространстве для ног можно сэкономить. Видимо, так решили японцы. Правда, если за рулем "Мицубиси" усядется и двухметровый великан, то допустимый предел роста для водителя "Сузуки" - никак не больше метра девяносто.
В остальном же внутренний мир автомобилей очень похож. Беспроблемная эргономика - все, что нужно, под рукой. Простор на заднем сиденье - по этому показателю с компактвэнами не сравнится ни один современный хэтчбек класса С, включая акселератов вроде "Пежо-307" и "ФИАТа-Стило". Взрослый человек выше среднего роста без проблем усядется "за самим собой" и сможет свести колени - места более чем достаточно. При этом в его распоряжении еще и солидный багажник.
Хоббиты, помнится, не любили таскать тяжести, используя для черновой работы пони. Но "Спейс-Стар" и "Лиана" вполне готовы поиграть в легкие грузовички. Подчеркнем, именно в грузовички, а не в магистральные фуры. Но ведь вам на них не с квартиры на квартиру мебель перевозить! А для поездок по магазинам места хватит. Правда, здесь заметно небольшое преимущество "Мицубиси". Задний диван в нем отодвигается на 15 см вперед, увеличивая тем самым погрузочную площадь. А в "Сузуки" сиденья можно только разложить. Да и специальных сеточек и дополнительных карманчиков в нем не предусмотрено. И тем не менее, даже "Лиана" заметно превосходит по вместительности и удобству доступа в багажник обычные хэтчбеки "гольф-класса". Неужели у них совсем нет слабых мест?
Не хуже других
В принципе рослые, а стало быть, обладающие более высоким центром тяжести, компактвэны априори уступают приземистым легковушкам в маневренности и управляемости. Но это в теории, а как на практике?
По разгонной динамике оба "автобусика" ничуть не проигрывают обычным хэтчбекам. Их 1,6-литровые моторы во многом схожи - довольно шумны и без колебаний раскручиваются до красной зоны. Разница, как всегда, в нюансах. У "Мицубиси" пик крутящего момента смещен чуть вниз - 93% доступно в диапазоне от 2500 до 3500 об/мин - потому в городской суете на "Спейс-Старе" чуть проще. По этой самой причине "Мицубиси", вопреки заводским данным, одержал победу в спринте от нуля до 100 км/ч. Мотор "Лианы", в свою очередь, надо хорошенько крутить, чтобы добиться максимального результата. К тому же ход педали сцепления на "Сузуки" показался слишком коротким. При том, что схватывает сцепление ближе к концу.
А вот управляемость автомобилей оставила двойственное впечатление. В общем и целом она на уровне. Машины удивили на редкость информативным рулем, отнюдь не пугающими кренами и добротными и понятными переднеприводными повадками. И "Сузуки", и "Мицубиси" продемонстрировали неплохую сопротивляемость скольжению и плавно возрастающую недостаточную поворачиваемость. Насторожило другое.
При резкой смене полосы движения у "Мицубиси" наблюдается неприятный момент - на резкий маневр руль отвечает неожиданным закусыванием. Как будто гидронасос долю секунды мешкает, не успевая обеспечить в контуре требуемое давление. В принципе, ничего страшного случиться не должно - через мгновение все приходит в норму. Нужно лишь помнить об этой особенности. Кто предупрежден, тот вооружен.
У "Лианы" же вопросы вызвала слишком подробная передача дорожного профиля на рулевую колонку на скоростях за 110 км/ч. Да и кузов покачивается, как яхта на волнующемся море. При этом нельзя сказать, что настройка подвески излишне мягкая. Жаль, если бы не эти досадные недоработки, поведение на дороге мини-УПВ можно было считать образцовым.
Что почем?
В Россию и "Сузуки", и "Мицубиси" предлагают свои компакт-вэны лишь с 1,6-литровыми двигателями. Поставки 80-сильного "Спейс-Стар-1,3" прекращены. По словам продавцов, покупатели жаловались на недостаток мощности. В свою очередь 1,8-литровый GDI, как, впрочем, и дизельный "Спейс-Стар", не поставляется к нам по ценовым соображениям. Зато 1,6-литровый вариант можно заказать и с механической (комплектация "Фэмили" $16 290), и с автоматической ("Комфорт" - $18 390) коробкой передач. Причем АКПП "Инвекс-II" не только подстраивается под вашу манеру езды, но и позволяет переключать передачи вручную. Уникальное для компактвэна предложение. Кроме того, разница в две с лишним тысячи покрывает установку задних электростеклоподъемников, CD-плеера (вместо кассетной магнитолы), противотуманных фар, дистанционного привода центрального замка. Кондиционер и подогрев сидений - стандартное оборудование для обеих комплектаций.
"Сузуки" также не планирует - по крайней мере пока - поставки в Россию 1,3-литровой "Лианы". Хотя этот двигатель отлично зарекомендовал себя на моделях "Свифт" и "Вэгон-R". Полноприводную версию можно заказать и с механикой, и с "автоматом". Даже в стандартную комплектацию "Лианы" ($16 500) входят кондиционер, полный электропакет, фронтальные подушки безопасности, подогрев передних сидений, литые диски.
На "Сузуки", равно как и на "Мицубиси", распространяется трехлетняя гарантия.
Не зная броду
Упомянув, что в поворотах "Лиана" проявляет переднеприводные повадки, мы не оговорились. На сухом асфальте система 4 х 4 не дает о себе знать. Вискомуфта подключает задние колеса только после заметной пробуксовки, которая, как правило, случается на льду или снегу. Так что на зимней трассе за рулем "Лианы" вы почувствуете себя заметно уверенней. Но упаси вас бог попытать счастья на разбитом деревенском проселке или вброд форсировать водную преграду. Даже сказочные хоббиты весьма критически относятся к речной навигации!
Не все котам масленица
А вот в чем компактвэны заметно уступают своим собратьям по классу С, так это в плавности хода и шумоизоляции. Ничего удивительного. Однообъемная компоновка сама по себе подразумевает значительный уровень шума как и от набегающего воздушного потока, так и от покрышек. Жесткость подвески, скорее, следствие повышенной грузоподъемности автомобилей. Ведь даже при максимальной нагрузке машина не имеет права "лечь на брюхо". Потому, когда мчишься порожняком, в салоне ощущается каждая более-менее крупная выбоина. И это справедливо для обоих автомобилей.
Зато столь же дружно "Мицубиси" и "Сузуки" порадовали своими тормозами. Любопытно, что 1,6-литровый "Спейс-Стар" оснащается задними дисками, в то время как "Лиана" ограничилась барабанами. Однако испытания выявили, казалось бы, невозможные результаты - пусть и на 30 сантиметров, но со 100 км/ч "Лиана" оттормаживалась быстрее. Это тем более удивительно, что субъективно тормозная система "Мицубиси" нам понравилась больше - и дозировать усилие проще, и схватывают диски побыстрее.
Сухой остаток
Нет, японские "вагончики" отнюдь не идеальны. Но кто может похвастаться, что ездит на совершенном автомобиле? Разве что Фантомас с Бэтменом. Понятно, на роль автомобиля для суперагента ни "Спейс-Стар", ни "Лиана" не годятся. А вот как выгодное (прежде всего с экономической точки зрения) средство передвижения - вполне. Ведь при цене на уровне "Гольфа" японские компактвэны предоставляют владельцу дополнительные преимущества - просторный салон, удобство посадки и вместительный багажник, позволяя считать их единственным автомобилем в семье. Правда, придется смириться с некоторой потерей ходовых качеств. Что до личных предпочтений, "Лиана", на наш взгляд, более современна и красива, "Спейс-Стар" чуточку практичнее. Что для вас важнее - решайте сами. О надежности же японских компактвэнов, наверное, не стоит говорить. В этом они тоже похожи на славных хоббитов - если уж с кем подружились, так на всю жизнь.