Новости
Сейчас обсуждают
Защиту ставят дополнительно.
Утка по-черкесски
К китайским машинам в России привыкли относиться скептически: едет — и ладно, главное, что дешевая и не наша.
Но вот парадокс: реально дешевыми они в большинстве своем быть перестали. А скоро перестанут быть и иномарками: практически все более-менее успешные китайские машины сегодня собираются в России...
Это, кстати, неплохо. О снижении цен, равно как и о беспрецедентном улучшении качества, сегодня, увы, говорить еще рано, но проблем с запчастями определенно станет меньше — даже такая «легкая» локализация предполагает регулярные поставки комплектующих. В большинстве своем они, разумеется, идут на завод, но оперативный склад «дилерских» запчастей организовать в таких условиях гораздо проще. Именно так поступили в Черкесске на заводе «Дервейс», где сегодня «прописались» сразу три «китайца»: Geely MK, его прямой конкурент LIFAN Breez, а с марта этого года — и более габаритный LIFAN Solano.
Притом всего восемь лет назад там из обычного профиля вручную варили пространственные рамы, к которым после прикручивали тольяттинский салон, пластиковые кузовные панели и румынскую трансмиссию ARO. Назывался этот «конструктор» Derways Cowboy. Выглядел он, честно говоря, жутковато, но это был первый российский внедорожник, спроектированный и собранный частным автозаводом. Причем его легко можно было поставить в один ряд с классическим семейством УАЗов — стоил почти столько же, ломался не чаще, а по грязи лазил не хуже... Впрочем, румынский производитель теперь история, как, собственно, и сам Cowboy.
Вот питающийся за счет крупного минерально-водочного бизнеса «Дервейс» выжил и поспешил закрутить перспективный роман с китайскими производителями. Поначалу традиционный, «отверточный». Но после введения заградительных таможенных пошлин на готовое «железо» отношения пришлось переводить на новый уровень, что закончилось поиском не только новых партнеров, но и 3,5 миллиарда рублей на модернизацию.
Этих денег, кстати, в отличие от национализированных нынче волжских автогигантов черкесам хватило: три полуавтоматические сварочные «нитки», огромный сборочный цех и современная покрасочная линия, способная за год обработать 100 000 кузовов. Так выглядит сегодня реконструированный завод. Мало того, при сохранении нынешнего положения дел Карачаево-Черкесия в скором времени может стать своеобразным китайским заповедником: планируется, что уже летом на тех же площадях будет налажена сборка еще двух моделей Lifan: «поднебесного» аналога первой версии Mazda3 — Haima3 (копия, к слову, легальная), а к началу осени — Chery М11. Сборочный потенциал завода — 40 000 машин в год, сейчас он загружен примерно на треть. Притом покрасочный цех успевает обработать и «сторонние заказы» — пару тысяч готовых кузовов Great Wall Hover (которые по железной дороге доставляются в Черкесск, а после тем же путем возвращаются обратно в Гжель).
В общем, сил черкесам хватит. Главное, что им осталось отладить, — ОТК. Понятно, что слепить из готовой «штамповки» кузов при должной организации и наличии оборудования — дело нехитрое, но с увеличением производительности неизбежно возрастет и процент брака, а нормального поста для финальной проверки готовых машин на заводе автор этих строк, честно говоря, не увидел. Сварные швы на «Дервейсе», к примеру, проверяют механически, «на разрыв», что давно считается моветоном — ультразвуковое исследование куда эффективнее... В общем, как будто случайно оказавшаяся на пути пара Lifan Solano с разобранными левыми задними дверьми и копающимися в них отладчиками не в счет. Учитывая, что проблемы с закрыванием тех же дверей обнаружились и на тестовых экземплярах, есть подозрение, что эта «болячка» имеет китайские корни.
Впрочем, Solano вообще сложно назвать выдающимся. Нет, по сравнению с первыми китайскими иномарками он верх качества и инженерной мысли. Мягкий пенополиуретан на передней панели, почти деревянная отделка и более-менее нормальный виниловый салон, успешно маскирующийся под натуральную кожу, — уже в базовой (!) комплектации. Притом в интерьере почти нет «сверчков», зато есть ABS c EBD, кондиционер, магнитола, усилитель руля и нормальный электропакет, а уже к осени китайцы, внемля авторитетному мнению российских журналистов, обещали установить в седан мультифункциональный руль и подогрев сидений... В общем, все вроде бы неплохо, но, глядя на сие произведение «поднебесного» автопрома, автор этих строк постоянно задавался одним и тем же вопросом: когда же китайские автопроизводители остепенятся и перестанут считать иностранных коллег, собственных клиентов, а заодно и всю остальную моторизованную общественность круглыми идиотами?
Автомобиль с профилем восьмой генерации Toyota Corolla, фарами от BMW 3-й серии и передней панелью, подозрительно напоминающей по форме кокпит теперь уже старой баварской «пятерки», неоригинален априори. Мало того, это дурно пахнет плагиатом, однако нам его преподносят как гениальный плод китайской мысли. Lifan Solano действительно был бы таким, если бы выглядел иначе. Бог с ней, с «Toyota», — японцы давно продали лицензию на производство своих кузовов и двигателей (снимите с Solano шильдики и оптику — получится Geely Vision). Но почему, садясь в новый автомобиль, клиент должен довольствоваться стилистическим суррогатом? Неужели в самой населенной стране мира нет автомобильных дизайнеров? Хорошо, пусть китайцы не в состоянии нарисовать автомобиль самостоятельно (что, кстати, маловероятно). Но на этот случай есть масса готовых машин у тех же «Italdesign» или «Pininfarina», которые вряд ли будут против продать творения азиатам. В конце концов, им вообще можно поручить создание нового проекта, с нуля, как в свое время делали корейцы. Дорого? Возможно, но в любом случае это не дороже Volvo или Hummer... То же, к слову, касается и комфорта. Китайцы в последнее время кинулись «скупать» европейских автомобильных инженеров, в том числе и интерьерщиков. Для чего это сделано — понятно, жаль только, что плоды их деятельности в России мы увидим нескоро, впрочем, чем черт не шутит... Вряд ли, конечно, в китайских авто как по мановению волшебной палочки появятся нормально передвигающиеся подрулевые переключатели, удобные кнопки или встроенные магнитолы, но в прогресс хочется верить. Впрочем, в этот раз китайцы не справились: на одной из машин у коллег «заглючило» систему вентиляции, а у автора этих строк не желали отключаться после распрямления траектории «поворотники», а стекла опускались чуть ли не с секундной задержкой.
Остальное, впрочем, было вполне предсказуемо. Человеку среднего роста в салоне Solano будет еще более-менее удобно, но у тех, кто выше, определенно начнутся проблемы. Диапазоны регулировок передних кресел минимальны, руль при этом перемещается только по высоте, так что вылета банально не хватает. Подливает масла в огонь и традиционно высокая подушка сиденья, заставляющая рулевого принимать лежачее положение (в противном случае он упрется макушкой в потолок). Что характерно, сзади тут можно разместиться даже втроем, благо места для коленей благодаря ограничению водительских регулировок тут предостаточно.
Впрочем, эргономика — не самая большая проблема. На бумаге 1,6-литровый 106-сильный мотор мало чем отличается от европейских аналогов, но на практике, увы... Тяги машине явно не хватает. Ее максимум установлен на 4500 оборотах, после которых показатель крутящего момента катастрофически падает. В итоге, чтобы заставить Solano двигаться более-менее динамично, приходится загонять стрелку тахометра под «красную зону», но даже в этом случае при движении в гору разгоняться седан не желает категорически. Не исключено, впрочем, что проблема тут не столько в силовом агрегате, сколько в КП. Передачи в ней подобраны очень странно.
Помнится, ровно то же поведение демонстрировал и Geely Vision, правда, у него под капотом стоял мотор объемом 1,8 литра. Его же, кстати, судя по всему, поставят и на Solano. В октябре китайцы планируют начать продажи седанов с неким 1,8-литровым агрегатом и АКП.