Новости
Сейчас обсуждают
Защиту ставят дополнительно.
Зрелость стиляги
Вопреки игрушечной внешности, “Тойота-RAV4” первого поколения оказалась феноменально надежным и выносливым автомобилем. Нынешняя модель, став взрослее и солиднее, ни на грамм не утратила былой надежности. Поэтому если вы подыскиваете 3—5-летний “паркетник”, на RAV4 внимание следует обратить в первую очередь.
Если сегмент С легковых автомобилей называют “гольф”-классом по имени модели-основателя, то племя “паркетников” следует назвать RAV-классом. Ведь именно RAV4 в 1994 году открыл миру новый тип автомобилей. Его появление произвело не меньший эффект, чем дебют “Гольфа” двадцатью годами раньше. Покупатели получили автомобиль с яркой внешностью и задатками вседорожника, который в эксплуатации обходился не дороже легковушек, а по асфальту ездил получше многих из них (“рафик” построен на платформе спортивной “Селики”, выступавшей в чемпионате мира по ралли). Недаром RAV4 продавался под именем “Фанкруизер” или, в приближенном переводе, кайфмобиль. Однако в России к первому “рафику” приклеился имидж женского автомобиля. Слишком уж несерьезно он выглядел, да и внутри был тесноват.
Нынешний RAV4 полностью сохранил достоинства предшественника, избавившись от его недостатков. Автомобиль по-прежнему не боится разбитых дорог и великолепно управляется на асфальте. Его яркая внешность стала более взрослой и солидной. Места в салоне пусть и не в избытке, но жаловаться уже грех. А багажник у 5-дверки – просто огромный и очень удобный. Так что по совокупности качеств RAV4 второго поколения заслуживает права считаться одним из лучших “паркетников”. Остается лишь выяснить, насколько он хорош во вторых руках.
“Американки” рассматривать можно
Сегодня на вторичном рынке представлены в основном “рафики”, привезенные из Америки. На втором месте – экземпляры, проданные в России новыми. А вот машин из Европы совсем мало. После повышения таможенных пошлин и курса евро они не выдерживают конкуренции по цене.
Автомобили с местной пропиской привлекательны открытостью истории и частым ТО (в России межсервисный интервал для “Тойоты” составляет всего 10 000 км) с применением синтетических масел. Однако после 3–4 лет езды по соленой Москве выглядят они не очень свежо.
“Американки” и “канадки” внешне, как правило, безупречны. Но у них есть одна характерная проблема – закоксованные низкосортным минеральным маслом моторы. Промывать такой двигатель агрессивной “пятиминуткой” не рекомендуется категорически. Это – верный способ его загубить. Оставлять все как есть тоже рискованно. Даже просто качественное масло с хорошим моющим эффектом может поднять отложения, и те закупорят масляную магистраль... Поэтому если под клапанной крышкой черная смола, от машины лучше сразу отказаться.
Если же двигатель находится в хорошем состоянии, “американку” рассматривать можно. Помимо частотного диапазона радиоприемника и светотехники иного стандарта, американская специфика будет проявляться лишь в периодических появлениях на приборной панели символа “check engine” (проверьте двигатель). Дело в том, что система управления мотором на “американках” настроена под местные сверхжесткие экологические нормы. Она реагирует буквально на все. Чтобы загорелась лампочка “чек”, достаточно малейшего сбоя в зажигании или попытки заправиться с работающим мотором.
В принципе, это не смертельно. Если нет реальной неисправности (а ее, как правило, не бывает), в “тойотовском” техцентре лампочка гасится за пять минут. Но горящий “чек” действует на нервы и заставляет каждый раз обращаться в сервис. Если вы живете в крупном городе, где есть специализирующиеся на “Тойоте” мастерские, с этим можно мириться. Ведь “американки” стоят заметно дешевле (примерно на 10%) машин из России и Европы. И главное, среди них на рынке есть выбор.
Кузов и салон: никаких проблем
От соли и грязи на наших дорогах обычно достается и кузову, и его внутреннему оборудованию – особенно электрическому. Но RAV4 демонстрирует феноменальную надежность. О коррозионной стойкости кузова говорить еще рано. Пять лет – не тот срок, чтобы появились проблемы. А необходимость регулировки после 100 000 км провисшей под тяжестью “запаски” пятой двери даже разговора не заслуживает.
Но самое удивительное, что механики не могут назвать ни одной (!) статистической болячки во внутреннем оборудовании кузова. Арматура салона, кондиционер, электрика – все это пока работает исправно даже на машинах с московской пропиской.
Мощности достаточно, хлопот явно не хватает
На полноприводные RAV4 устанавливается единственный двигатель – 2-литровый, 150-сильный, с изменяемыми фазами VVTi. Обычно для среднеразмерных “паркетников” 2-литрового мотора хватает, но не более того. А вот в RAV4 создается ощущение, что под капотом трудится агрегат объемом 2,3–2,4 л сил этак на 170. “Тойотовский” двигатель для своего объема неожиданно тяговитый и прыткий.
Единственная к нему претензия – шумноват. Но она действительно единственная. Потому как в эксплуатации мотор практически безупречен. Среди возможных (но вовсе не обязательных) неисправностей механики отмечают лишь отказы индивидуальных для каждого цилиндра катушек зажигания и кислородного датчика в выхлопной трубе. Но, согласитесь, это мелочи.
Вот и в вопросах трудоемкости, и, соответственно, стоимости обслуживания мотор RAV4 – великий эконом. ГРМ в нем приводится не ремнем, который надо менять, а цепью. Теоретически она тоже не вечна, но на машинах с 200-тысячным пробегом еще вполне работоспособна. Клапанные зазоры регулируются подбором толкателей-стаканчиков различной толщины. Но, по крайней мере, до 200 000 км регулировка не требуется. Зато, в отличие от гидротолкателей, обычные “стаканчики” никогда не застучат и не потребуют замены.
“Паркетник” – не джип
Перед покупкой RAV4 надо точно уяснить, что это всего лишь всепогодный легковой автомобиль с увеличенным дорожным просветом. Он может одолеть ровную снежную целину глубиной 15–20 см, проехать по размокшей, но опять же относительно ровной грунтовке. Однако соваться на более серьезное бездорожье на RAV4 нельзя. У него нежная легковая подвеска и ничем не защищенные агрегаты под днищем. Но самое главное, у “рафика” легковая трансмиссия без обязательной для настоящего джипа понижающей передачи. Поэтому когда на эвакуаторе привозят RAV4 с сорванной трансмиссией, механики заранее знают, что человек руководствовался принципом: если нельзя, но очень хочется... Потому как при нормальной эксплуатации сломать трансмиссию “рафика” очень сложно.
Кстати, ее конструкция весьма совершенна. Автомобиль обладает постоянным приводом на все колеса с распределением момента между передней и задней осями в пропорции 50:50. Центральный дифференциал при необходимости автоматически блокируется вискомуфтой. Сзади на некоторых машинах присутствует дифференциал повышенного трения “Торсен”. Такая схема обеспечивает неплохую проходимость и, что самое главное, весьма надежную и адекватную управляемость.
Механика или “автомат”?
Львиная доля представленных на рынке машин оснащены 4-ступенчатым “автоматом”. Он обладает очень мягким гидротрансформатором, из-за чего кажется, что коробка на разгоне буксует – рост оборотов постоянно опережает динамику разгона. А на рыхлом грунте, особенно при попытке тронуться назад, мотор зачастую вообще не может прокрутить колеса – гидротрансформатор вхолостую пережевывает масло. Похожие симптомы может проявлять сожженный на бездорожье “автомат” (по другим причинам коробки пока не умирают). Поэтому диагностику АКП перед покупкой следует доверить знающим особенности RAV4 механикам.
Редко, но случается, что “автомат” начинает переключаться непредсказуемо, слишком жестко или переходит в аварийный режим, зависая на III передаче. В таких случаях “специалисты” обычно приговаривают саму коробку, хотя она, скорее всего, исправна. Подобное происходит, когда начинает сбоить общий для двигателя и КП электронный блок управления. Он подлежит замене.
К работе ручной коробки претензий нет вообще, а сцепление при нормальном с ним обращении служит около 150 000 км. Правда, для его замены приходится снимать двигатель, что выливается в 8 нормочасов. Поэтому даже в условиях неавторизованной “тойотовской” мастерской готовьтесь отдать порядка $200 за одну только работу.
Крестовины карданного вала и редукторы мостов пока нареканий не заслуживают. После 100 000 км может потечь сальник левого переднего привода. Но его замена – дело копеечное. Масло во всех агрегатах трансмиссии рекомендуется менять через 40 000 км. При этом передний и центральный дифференциалы объединены по смазке с коробкой передач. Соответственно, если это “автомат”, в коробку и дифференциалы заливается масло “Тойота-Type IV” (и никакое другое!). Если “механика” – 75W90 GL-4. Для “раздатки” (масло в ней меняется отдельно) и заднего редуктора применяется “трансмиссионка” SAE-90 GL-5. Если сзади установлен дифференциал “Торсен”, специальное масло для него не требуется.
Неубиваемое шасси
Если заглянуть под днище RAV4, вы увидите низко свисающие “потроха” выхлопной системы и нежные рычаги задней независимой подвески. На первый взгляд, не впечатляет. Но даже если крепко посадить машину на брюхо, пострадают лишь выхлоп и задние поперечные рычаги, которые выглядят тонкими диагональными растяжками.
Если ездить просто по разбитым дорогам, на которых подвеска многих легковушек рассыпается, RAV4 будет делать вид, что всего этого не замечает. Например, в среднем в Москве и области основные детали подвески и рулевого управления служат “более 150 000 км”. Такая формулировка означает, что по естественному износу их ни разу не меняли и по опыту механиков замены начнутся ближе к 200 000 км.
Получается, что основные траты по ремонту шасси выпадают на долю третьего владельца RAV4. Вам же в период 90 000–120 000 придется поменять лишь стойки стабилизатора, тормозные диски и амортизаторы (задние могут начать потеть раньше, однако это не повод для замены). Но, как вы понимаете, это – “расходники”, на которых не разоришься.
Удивительно, но даже рулевая рейка и тормозные суппорты при условии их регулярной очистки и смазки не попадают в группу риска до 150 000 км. Поэтому в графу возможных внеплановых трат занесем лишь колесные датчики ABS, провода которых могут быть повреждены на бездорожье. Но и это – редкость.
Покупаем?
Итак, RAV4 как продукт в рекомендациях не нуждается. Если вам нужен “паркетник”, другой столь же харизматичной, столь же надежной и необременительной в эксплуатации машины на вторичном рынке не найти. Но если рассматривать “рафик” как товар, за который надо отдавать свои кровные, оптимизма убавляется. Цены на самые ранние экземпляры 2000 года начинаются от $19 000. А за 3-летки и вовсе просят $22 000–26 000. И если свежепривезенные “американки” за $22 000–23 000 рассматривать еще можно (хотя все равно дорого), то машины из Европы стоят просто нереальных денег. Но поскольку покупатели позволяют перегонщикам спекулировать на высокой репутации RAV4, цены остаются завышенными. Поэтому есть смысл подождать скорого появления нового RAV4, когда цены на нынешнюю модель пойдут вниз.
Новый, с гарантией, за те же деньги
По цене самых дорогих трехлеток RAV4 можно купить лишь два новых “паркетника” – “Хонду-HR-V” и “Хендэ-Туссан”. Скоро к ним добавится брат-близнец “Туссана” – “Киа-Спортидж” второго поколения. Последние два отличаются современной конструкцией, а по размерам и двигателю – прямые одноклассники “рафика”. Правда, они – корейские. “Хонда-НR-V” – породистая японская модель. Но она классом ниже и оснащается всего лишь 1,6-литровым мотором.
Ищите большую батарею
Аккумулятор RAV4 емкостью всего 40 А/ч. Зимой уже после недели простоя с включенной сигнализацией он не может провернуть стартер. Поэтому желательно установить батарею большей емкости. Но проблема в том, что аккумулятор на RAV4 размерами значительно меньше стандартных. Немногие фирмы выпускают в таком корпусе батареи емкостью 65 А/ч.
Двигатели в эксплуатации
Помимо проведения плановых ТО, чаще всего придется менять свечи зажигания. На нашем бензине они служат в среднем 10 000–20 000 км. Ремень привода вспомогательных агрегатов меняется по состоянию, а ГРМ приводится цепью. Инжекторы рекомендуется промывать в профилактических целях хотя бы через 100 000 км.
Если на приборной панели загорелся “check engine”, а двигатель начал глохнуть после прогрева, наверняка вышла из строя одна из четырех катушек зажигания. Тот же горящий “чек” плюс неадекватная реакция на перемещение педали газа может свидетельствовать о том, что... вы не утруждали себя заменой воздушного фильтра. Значит, придется как минимум промыть, а скорее всего заменить расходомер воздуха. Если же “чек” горит без симптомов, возможен выход из строя кислородного датчика в системе выхлопа. Точнее, не самого датчика, а электрической цепи его прогрева, из-за чего ухудшаются экологические показатели холодного пуска. Даже если на экологию вам плевать, датчик придется заменить, поскольку “чек” не погаснет.
Переднеприводный RAV4 - выброшенные деньги
К нам RAV4 поставлялся исключительно в полноприводном варианте. Но из Европы и Америки иногда привозят переднеприводные версии со 125-сильным мотором 1,8 л. Поскольку изначально стоят они меньше и растамаживаются по категории “до 1800 см”, на выходе предлагаются на 10–12% дешевле полноценных собратьев. Но пусть цена вас не соблазняет. В наших условиях покупать переднеприводный RAV4 бессмысленно. За пределами асфальта он недееспособен (особенно с четырьмя седоками и грузом в багажнике). Да и продать его потом будет сложно.