Новости
Сельский час
UAZ Patriot и Great Wall SUV G5 — автомобили универсальные
На таких внедорожниках можно смело отправляться «в деревню, к тетке, в глушь, в Саратов». Впрочем, и по городским улицам прокатиться — не грех.
Зима — традиционное время повышенного спроса на полноприводные автомобили. Оно и понятно: чем хуже дорога, тем большим числом автолюбителей овладевает желание пересесть за руль внедорожника. В конвейерной жизни перспективной новинки Ульяновского автозавода, внедорожника Patriot, нынешняя зима — первая.
И, похоже, она будет горячей: модель вызывает неподдельный интерес водительских масс. Однако новый UAZ вряд ли ждет безоблачный дебют. Ведь ульяновцы, прежде безраздельно хозяйничавшие в своем сегменте рынка, впервые столкнутся с реальным соперником — китайским Great Wall. И конкуренция за клиента, в особенности регионального, обещает быть довольно жесткой.
Внешность нового UAZ Patriot вполне современна и даже привлекательна. В облике ульяновского внедорожника можно разглядеть черты Mitsubishi Pajero прежнего поколения или Toyota Land Cruiser Prado. Особенно удалась головная оптика с модными прозрачными рассеивателями. Органично вписываются в мужественный облик и мощные пороги. Осваиваясь на водительском месте, ощущаешь прилив оптимизма и гордости за отечественного производителя. Удобный по российским меркам, регулируемый по высоте руль, легко читаемая комбинация приборов, «пухлое» торпедо, украшенное с пассажирской стороны массивным поручнем, кресла с боковой поддержкой и изменяемым поясничным подпором — красота!
Сзади — и того лучше. Сиденье с плавной регулировкой наклона спинок свободно вмещает троих, причем пространства для ног не просто достаточно — в избытке: от колен до передних кресел — добрых 30 см. Удобные поручни, подголовники, отдельный отопитель. Лимузин! И этим пассажировместимость большого внедорожника не исчерпывается: в просторном багажном отсеке имеется еще пара откидных стульчиков.
А надо перевезти что-нибудь крупногабаритное — задний диван можно разложить и, подняв стоймя, вплотную придвинуть к спинкам передних кресел. Идеально ровная грузовая платформа получается воистину огромной Правда, добиться внушительного увеличения грузового потенциала внедорожника будет непросто: придется нажимать маленький неудобный рычажок, отсоединять ремни безопасности, откручивать пару тугих гаек (хорошо еще гаечный ключ для этого не требуется — сиденье крепится гайками-«барашками») и, наконец, поднять эту, прямо скажем, нелегкую конструкцию. В общем, занятие для настоящих мужчин, сильных не только телом, но и умом. Надо ведь еще догадаться, как зафиксировать тяжелый диван, чтобы он как минимум не свалился тут же вам на голову. Подпирать грузом, привязывать веревочкой? Нет, оказывается, есть способ лучше. Еще в процессе разборки сиденья мы обратили внимание, что поставить его вертикально мешают дверные подлокотники. Как выяснилось, они-то и крепят сей предмет салонной «мебели» в грузовом положении: открыл задние двери, убрал диван, закрыл двери — и готово...
Китайский внедорожник таких головоломок владельцу не преподносит — заднее сиденье (точнее, разделенные в пропорции 40:60 сиденья) трансформируется вполне традиционным способом: поднял подушку и положил на ее место спинку, предварительно оттянув фиксатор. Просто и понятно. Да и грузовая платформа в Great Wall получается почти такая же длинная, как в UAZ (правда, Patriot существенно шире). Другое дело, на пути к реализации грузовых возможностей «китайца» его хозяину тоже придется столкнуться с определенными трудностями. Казалось бы, предельно простой процесс открывания багажника превращается для владельца китайского внедорожника в сложный и ответственный ритуал. Сперва опускается заднее стекло (электропривод активируется нажатием кнопки на торпедо или поворотом ключа в замке двери), затем отводится в сторону тяжелый кронштейн с запасным колесом.
И только после этого, отпустив фиксатор, вы тянете за ручку и откидываете задний борт. Неудобно? Не то слово. Ладно, что проделать все это, не выпачкав рук, одежды или светлой обивки борта, практически невозможно — наденете перчатки или подстелете газетку. Хуже, если по причине неисправности электрооборудования перестанет опускаться стекло (вообще причин может быть масса: от банального обмерзания до севшего аккумулятора). В ожидании квалифицированного ремонта вам придется загружать багажник через заднюю дверь.
Впрочем, винить за это китайских автомобилестроителей было бы несправедливо. Хитрую схему доступа в багажный отсек Great Wall унаследовал от своего японского предка — Toyota 4Runner. «Китаец» — почти полный клон «японца»: автомобили отличаются лишь элементами внешней и внутренней отделки. Китайцы, например, снабдили автомобиль оригинальными бамперами, новой решеткой радиатора с фирменной «стеной», установили другую оптику.
С другой стороны, ссылки на недоработки конструкторов из Страны восходящего солнца вряд ли успокоят нынешних владельцев Great Wall. Им-то, по большому счету, все равно, кто заставил их сидеть по-восточному, на полу, мучаясь болями в спине и не зная, куда девать ноги. Дилеры высокорослым клиентам в услугах по тюнингу кресел, конечно, не отказывают. Предлагают, например, расширить диапазон продольной регулировки, установив более длинные рельсы. Но куда в таком случае деваться задним пассажирам? Места для ног в «китайце» и так — не в избытке...
Не все гладко и в Patriot. Взять, к примеру, торпедо. Дефлекторы воздуховодов, крышка «бардачка», пепельница и соседствующий с ней ящичек для мелочей дребезжат на ходу. Торпедо, кстати, импортное — иранского производства. В сырую погоду потеют стекла, а производительности отопителя для такого огромного салона явно не хватает. Есть проблема с обзорностью через стекло пятой двери. Зато на наружные зеркала ульяновцы не поскупились — внушительных размеров «лопухи» дают почти полное представление о том, что творится сзади.
Нет особых претензий к обзорности назад и в Great Wall. Правда, при взгляде в салонное зеркало у водителя возникает стойкое ощущение, что стекло, равно как и мир за ним, подозрительно сузились. Но серьезных проблем эта оптическая иллюзия не вызывает.
Вопреки опасениям, основанным на отзывах коллег, вождение «китайца» по городским улицам оказалось делом не столь сложным. Хотя забывать, что вы — за рулем Great Wall, а не BMW X5, безусловно, не стоит. Внедорожник определенно не отличается быстротой реакций на действия водителя (будь то работа рулем, акселератором или тормозами), поэтому резких «легковых» маневров на дороге лучше избегать. Маломощный двигатель все равно не позволит совершать рискованные обгоны, да и заметные крены высокого и узкого кузова уверенности в поворотах не добавляют. Катитесь себе неспешно, с чувством собственного достоинства, километров так 60—70 в час. Нет, Great Wall способен перемещаться в пространстве и с гораздо более высокой скоростью: автор этих строк выжал-таки из «китайца» все возможное, «положив» стрелку спидометра на предельные 150 км/ч. Вот только особого удовольствия от такого спринта не получил. Дорогу-то внедорожник худо-бедно держит. Но к чему эта душераздирающая какофония из надсадного воя мотора, надрывающегося на высоких оборотах, свиста ветра, не без труда обтекающего далекий от аэродинамического идеала кузов, и гула шин?! Слушайте лучше музыку: штатная акустическая система «китайца», разумеется, не принадлежит к классу Hi-End, зато объединяет CD и кассетный плееры, плюс радиоприемник, конечно...
В Patriot штатной магнитолы нет, но место для ее установки уже появилось (в тестовую машину поставили средней руки «Kenwood»). Приятно отметить, что ульяновская новинка гораздо тише предшественников (в частности, существенно снизились трансмиссионные шумы), да и нормальная «дорожная» резина вносит ощутимый вклад в благое дело сохранения водительского слуха.
С точки зрения управляемости — тоже громадный прогресс. Автомобиль уже не рыщет по всей дороге, требуя от водителя постоянных подруливаний. Внимание требуется лишь при движении на больших (свыше 120 км/ч) скоростях. Но, согласитесь, UAZ, сломя голову несущийся по левой полосе Новорижского шоссе, — зрелище эффектное. Прежде такое и представить было невозможно, а теперь, с появлением Patriot, — пожалуйста. Однако, вдоволь поэпатировав публику, не без жалости сбрасываем газ: на высоких скоростях 2,7-литровый двигатель производства Заволжского моторного завода отличается завидным аппетитом.
В городе — своя специфика. Управляться с двухтонной махиной в целом проще: гидроусилитель отличается высокой производительностью и даже не воет — импортный! Корейская, по лицензии ZF, коробка передач работает «как часы». Правда, педаль сцепления несколько жестковата, но зато вполне информативна. Частых переключений Patriot, впрочем, не требует: трогаться можно (и рекомендуется) со второй передачи, а выше третьей подняться в городской езде практически нереально. На фоне прочей ульяновской продукции Patriot тормозит очень даже неплохо. Без потери курсовой устойчивости (в штатных режимах по крайней мере). Вот еще бы поработали в Ульяновске над удобством управления замедлением. Легкое нажатие на педаль почти не дает результата, а при интенсивном машина встает колом. Но, освоившись, водитель скоро перестает замечать эту особенность...
В общем, Patriot по праву заслуживает звания наиболее дружественной человеку ульяновской модели и вполне подходит для дорог общего пользования. Ну, а на бездорожье, решили мы, UAZ возьмет свое обязательно. Он и брал: мчался по разбитому проселку, не скользил на обледенелой грунтовке, уверенно сползал на первой в нижнем ряду передаче по склону (ничуть не хуже Land Rover с хваленой электроникой Hill Descent Control!), играючи преодолел крутой подъем и брод... Брал, пока резина позволяла. Эх, были б шины позубастее, не пришлось бы звать на помощь трехосный «Урал». Большое ему человеческое спасибо, ведь вызволить Patriot из глиняного плена «китайцу» было бы явно не под силу. Весовая категория не та, да и резина опять же.
Хотя и Great Wall на легком бездорожье вел себя вполне достойно (что и неудивительно, ведь «вооружен» китайский внедорожник не хуже русского: тот же жестко подключаемый передний мост с блокируемыми вручную муфтами свободного хода колес и демультипликатор). «Китаец» деловито ползал по ухабам, не спасовал перед грязевой ванной и довольно глубокой колеей. В общем, способность доставить владельца из пункта «А» в пункт «В» при условии, что они соединены хоть каким-то подобием дороги, доказал...
Подводя итоги этого теста, еще раз вернемся к рыночным перспективам его участников. Несмотря на небывало высокую для ульяновского автомобиля цену (в «базе» Patriot стоит порядка $14000), UAZ все же сохраняет огромный разрыв с Great Wall SUV, за который дилеры просят примерно на $10 000 больше. Казалось бы, о какой конкуренции можно говорить при такой разнице в цене? Напомним, однако, что китайский внедорожник не только более универсален, то есть приспособлен к езде по асфальту, но и гораздо лучше укомплектован (климат-контроль, полный электропакет, парктроник и прочие полезные опции). К тому же в «арсенале» Great Wall имеются и более доступные автомобили, например, пикапы Geer. Так что российско-китайское соперничество на отечественном бездорожье имеет все шансы стать весьма напряженным и интересным.