Новости
Заря гибридизации
Когда в 1997 году Toyota начала продажи Prius, каждая реализованная машина, по оценкам экспертов, приносила компании убыток в размере $16 тысяч. За восемь лет модель снискала немало лавров, успела пережить несколько модернизаций и смену поколения, и, тем не менее, до сих пор компания несет потери на этом проекте. Зачем?
High-tech-сюрпризы
Несмотря на футуристическую начинку, Toyota Prius прижилась и на Урале: сегодня по городу их разъезжает несколько десятков. Наиболее продвинутые соотечественники уже приобщаются к новейшим технологиям. Почему они пересели на гибриды?
– Решающее значение при покупке машины имел расход топлива, – говорит Михаил Подпятников. – Мне часто приходится неспешно колесить по городу со скоростью 25-40 км/час, и расход составляет 3,5-4,0 литра на 100 км. Если ездить, «как все» – 5 литров. Но даже на трассе при скорости 150 км/час, когда бензиновый двигатель работает постоянно, расход составляет 6,6 литров на 100 км. Prius экономичнее в городе, чем на шоссе. Объем бака –50 литров, и на одной заправке я проезжаю до 1000 км, а порой и больше. Очень удобно. Машина сразу располагает к себе и экономичностью, и высокой надежностью. И даже в суровых зимних условиях силовая установка работает без проблем. Но есть и сюрпризы. Недавно проходил техосмотр, инспекторы пытались замерить содержание СО в выхлопных газах. Говорят: запустите двигатель. Но на стоянках бензиновый движок не работает. Просят погазовать. Я газую, а Prius молчит. Даже если бы я тронулся, машина все равно какое-то время ехала бы на электродвигателе. Так ничего и не померили.
Конечно, самурайская несговорчивость Prius обидела инспекторов, зато Михаил доволен таким алгоритмом работы силовой установки:
– В пробках очень удобно – ездишь только на электродвигателе, и шума ДВС нет.
Сплошная экономия
Я тоже не упустил возможность попробовать машину в деле. Prius плавно трогается с места, слышно только слабое жужжание электродвигателя, и перемещение кажется неестественным, словно во сне. Утапливаешь педаль посильнее, и мгновенно подключается бензиновый двигатель. Не заводится, а именно включается: нет ни толчков, ни характерных стартерных звуков. Для любознательных на экране в центральной консоли высвечивается схема взаимодействия агрегатов. Роль трансмиссии выполняет планетарный механизм, соединяющий двигатель, электромотор и генератор. Задней передачи нет – пятится Prius за счет электротяги. А когда аккумуляторы хорошенько заряжены, бензиновый двигатель включается только после 60 км/час. Агрегатами дирижирует компьютер. Благодаря мудреной схеме, ДВС почти всегда работает на оптимальных режимах. Никакого холостого хода или езды с едва открытым дросселем, когда удельный расход топлива у обычных машин может переваливать за 20 л/100 км. Если мотор и включается, то «пашет» только на любимых режимах - средних оборотах и полной нагрузке. Его мощность – 58 л.с., масса машины – 1240 кг. Но в транспортном потоке я не тихоход: при интенсивном ускорении выручают 40 л.с. электродвигателя. А при торможениях Prius забавно подвывает. Такой звук можно услышать в троллейбусах, которые при замедлении переключают тяговый электродвигатель в режим генератора. Так же ведет себя и Prius: вместо нагрева тормозных механизмов часть энергии торможения тратится на подзарядку аккумулятора.
Toyota Prius – это и впрямь «гостья из будущего». Она способна изменить ваше представление о том, каким должен быть современный автомобиль.
Перспектива
Разработка экзотической силовой установки влетела в копеечку, но, дабы не создавать стереотип, что гибриды – это очень сложно и дорого, Toyota принудительно удерживает цены на среднем уровне для этого сегмента автомобилей.
Вкладывая сейчас кучу денег в создание репутации своим гибридам, Toyota надеется «отбить бабки» позже, когда мода на такие авто превратится в эпидемию. А время это не за горами: уже сейчас машины на смешанной тяге есть в списке перспективных разработок всех ведущих автопроизводителей.