Незабвенный Штирлиц говорил, что сказанное последним лучше запоминается. Поэтому, чтобы в ощущениях остался позитив (а задача именно такая), начну с негатива.
Шум в салоне от двигателя. Разный бывает звук мотора. Но в Зафире к приятным он не относится. В салоне замечаешь его как-то вдруг - не постепенно, с увеличением оборотов, а неожиданно шумно с надсадным «троллейбусным» тоном. Из всех минусов для меня этот самый неприятный. Собственно, снаружи холостой ход тоже не тихий.
Трогание с места. Я уже писал, что тихий на низких оборотах двигатель, слегка задемпфированный газ (но на порядок меньше Сценика) и абсолютно неинформативное сцепление сильно затрудняют трогание с места. Это при том, что у меня 20-летний стаж и «пробег» 400 тысяч км преимущественно по городу. Только в последнее время вроде поймал последовательность движений, которая позволяет тронуться плавно и без избыточного газа. Не всегда, правда, могу ее воспроизвести. Пытаюсь обойтись без подгазовок и «жамканья» педалью.
Низкий клиренс, а с защитой картера очень низкий. Вот это для меня было неожиданностью. Заявленный торговыми работниками (а других источников нет!) клиренс 170 мм, но по ощущениям это вранье. Даже на Камри не было таких проблем с прохождением колеи.
Тугое переключение передач. Переключение четкое, нет вопросов. Но помягче бы, помягче…
Сидушка. Не могу приспособиться к поясничной поддержке. Неудобна она, слишком четко выраженная и высоко расположенная. Любопытства ради, пока меняли масло, сел в салоне в Мериву. Даже обидно стало, до чего внятная, четкая, удобная посадка там. А в Зафире частенько ерзаю, ловя эту самую поясничную поддержку.
Подвеска. Не приведи Господи попасть на дорогу с мелкими выбоинками. Они все вместе и каждая в отдельности ваши. Но парадокс! Если не заметил крупную яму, то можешь проехать - и о ней не догадаться: так эффективно подвеска гасит большие дорожные артефакты.
Зависимость теплоотдачи от скорости движения. Выраженная «дизельная» зависимость эффективности печки от скорости движения. Чем больше оборотов, тем теплее идет воздух. Так что климат-контроль здесь будет оправдан. Кстати, будьте готовы в зимнюю стужу на коротких перегонах ездить в тулупе. Греется печка ОЧЕНЬ медленно. Это у всех, я выяснял. Термостат проверял. Когда на режим выйдет, можно прогреть как угодно, но сначала спасаешься только попогреем. Вот что должно быть обязательно!
Дошли до позитива. Небольшой расход. Для 140 лошадей средний расход 8,6 л/100 км, я считаю, неплохо. Из трех месяцев один зимний и очень холодный. Там расход 9,5. Сейчас тепло - 8,4 л. Езжу я не очень агрессивно, но и не вяло. На трассе было 4 замера по 500-1000 км. Два при средней крейсерской 120-130 км/ч (расход 8,3-8,5 л/100), два при средней 100 – 7,2 л/100.
Приятный, просторный салон. Очень приятный и очень просторный. Я после покупки сидел в разных новых машинах, и подороже. Ни один меня не привлек больше, чем зафирский. Это самый кайф! Единственное – мало маленьких ящичков для барахла. С другой стороны, нечего из машины свалку устраивать.
Вместительность. Багажник очень вместительный и удобный по конфигурации. Обидно, что сидение справа от водителя у меня не складывается, такая была комплектация, и длинномерные предметы типа беговых лыж пристроить внутри непросто.
Музыка. Я не спец в автомузыке. Не в том смысле, что я к качеству оной равнодушен: дома-то у меня все с этим в порядке, но я не слышал заведомо хорошую и не с чем сравнивать. Меня удовлетворяет. Басы качает нормально, не саб, конечно, но и не пукалка. Резонансов на средних практически нет. Но верхи слабенькие, смазанные. Управление удобно. Есть прикольный режим, когда на трассе одной кнопочкой сканируешь в память местные FM станции, при этом настройки своего региона не сбиваются.
Высокая посадка. Ну, это вообще счастье. Отвык напрочь при посадке нырять «под крышу» седанов и с такими же телодвижениями вылезать из авто. Из Зафиры не «вылезаешь», а «выходишь»! А в нее входишь. Да и на дороге проще прогнозировать ситуацию: видно-то дальше.
Управляемость. Вот чем меня удивила Зафира, так это несоответствием своих габаритов с поведением на дороге. Никаких ограничений по маневренности, быстрым поворотам, перестроениям и прочее! Я, конечно, не Шумахер, но иногда приходится «закладывать». То же относится к парусности. Казалось бы, когда на трассе пролетает встречная фура, должно колбасить от воздушного фронта. Ничего подобного, едва ли не меньше чем в седане, хотя это и противоречит здравому смыслу.
АБС. Срабатывала четко, эффективно и всегда по делу. Зимой, разумеется.
Стиль езды. Без ограничений! Если хочешь, можешь ехать плавно, вальяжно перемещаясь в пространстве. Если надо или просто хочется, можно топнуть по педали и улететь с перекрестка, ныряя по дыркам в рядах. Есть, правда, диапазончик в ходе педали, когда при определенном режиме скорость набора оборотов не соответствует твоим ожиданиям. Но это простительно. Как ни крути, Евро-4 и 16 клапанов делают свое дело.