АвтоНавигатор.ру - продажа автомобилей, автосалоны и автосервисы Москвы

Дорожные споры или как вести себя c инспектором

Дорожные споры или как вести себя c инспектором

Счастливые обладатели личного автотранспорта с большей или меньшей регулярностью (в зависимости от удачливости, а иногда даже и уровня навыков вождения) вступают в общение с представителями дорожной инспекции - ГИБДД.

Встречи эти редко доставляют радость, и в лучшем случае автолюбитель отделывается легким нервным срывом, а в худшем...

На самом деле у этого общения, как и у любого другого, есть свои особенности и закономерности, и знание их поможет превратить мучительные минуты если не в счастливые, то, по крайней мере, в нейтральные.

Узнай собеседника

Самое первое правило общения гласит: узнай собеседника. Речь идет, разумеется, не об индивидуальной судьбе каждого встретившегося инспектора, а о неком обобщенном портрете работника ГИБДД.

Как известно, каждая профессия выбирается людьми только определенного склада и накладывает на них свой неповторимый отпечаток, образуя так называемую профессиональную деформацию. При совершенно разных внешности, характере, образовании, вкусах и привычках есть нечто, что объединяет этих людей. Это общее таится в самом желании состояться в качестве сотрудника ГИБДД. В желании поставить знак равенства между собой и законом (в данном случае Правилами дорожного движения), олицетворять этот закон, мерить и судить по нему окружающих автолюбителей. Тогда получается, что за внешней ситуацией, в которой два взрослых человека (инспектор и автолюбитель) безлично общаются по поводу безличного закона, определяя меру соответствия и при необходимости меру наказания, стоит вторая, менее явная, но более истинная картина. В ней действующими лицами являются строгий, контролирующий родитель (в исполнении инспектора) и непослушный, нашаливший ребенок, стремящийся всеми силами избежать ответственности (в исполнении участника дорожного движения).

Взгляд на ситуацию с этой точки зрения дает возможность увидеть и оптимальные стратегии поведения в подобном диалоге.

Пять способов конструктивного общения

Способ первый: “Идем на поводу”.

Этот путь общения может подойти большинству оказавшихся за рулем женщин, являющихся по природе существами более жалостливыми и сострадательными, а также тем, для кого естественно испытывать порой угрызения совести и чувство вины перед миром или его отдельными представителями. Способ этот могут использовать и люди, начисто лишенные чувства вины, но умело разыгрывающие его перед окружающими.

Способ прост. Если истинная задача инспектора заключается в том, чтобы поставить вас в положение провинившегося ребенка, то нет ничего естественнее предоставить ему возможность получить все плюсы от осуществления данного намерения. Ведь чем больше раскаяния испытывает провинившийся, тем больше психологический выигрыш преследователя. Главное здесь — убедить собеседника в истинности своего раскаяния и глубоком сожалении в связи с нарушением правил. Такое поведение уместно дополнить опущенной головой и скорбным выражением лица.

Несомненными плюсами такого поведения являются экономия времени, а возможно, и сокращение материальных затрат (ведь инспектор уже получил свои дивиденды в виде покаяния и признания его демиургической роли).

Способ второй: “Посмотрим на ситуацию объективно!”

Этот путь помогает избежать эмоциональных переживаний разного рода. Он оптимально подходит хладнокровным, флегматичным или прагматичным людям, не страдающим эмоциональными вспышками и имеющим повышенный уровень самоконтроля.

Задачей автолюбителя здесь является выход из роли провинившегося ребенка и переход в позицию беспристрастного взрослого, причем собеседнику остается только взять на себя аналогичную роль. Хотя, если вы выбрали для себя этот путь, придется сразу оставить в стороне желание любым способом избежать ответственности. Нарушение Правил дорожного движения следует в этом случае обсуждать строго в соответствии с существующим законодательством. Сотрудника ГИБДД нельзя воспринимать как эмоционально включенного собеседника. Надо постараться выстроить диалог лишь по поводу реальной ситуации и правил, действующих в отношении ее. Дистанцию при этом способе общения следует держать не только психологическую, но и физическую: например, если есть возможность, не садитесь к инспектору в машину. Свою позицию в отношении происшествия нужно определить быстро и четко. Она может быть как согласительной, так и отрицательной, но аргументировать ее следует лишь цитатами из правил. Например: “Да, это правило я нарушил и готов за это ответить!” Засим следуют строго формальные процедуры по выяснению размера штрафа, выписывается квитанция, составляется протокол. Или: “Да, проехал на красный, но завершал маневр и мог остановиться, лишь применив экстренное торможение, и это не является нарушением по существующим правилам”. Таким образом, вы лишаете инспектора возможности получить личные плюсы в диалоге, и он потеряет к вам интерес.

Большим преимуществом такого повеления является сохранение собственного эмоционального равновесия. В качестве минуса стоит отметить, что этот способ, кроме выдержки и беспристрастности, требует хорошей эрудиции в области Правил дорожного движения и других существующих законов.

Способ третий: “Поменяемся ролями”.

Роль равнодушного и объективного компьютера, диктуемая вторым способом построения диалога, подходит не всем. Автолюбители наши все больше люди эмоциональные и зачастую не прочь использовать сложившуюся ситуацию дополнительно для высвобождения сдерживаемых доселе эмоций. Кроме людей, нуждающихся в эмоциональной разрядке, третий способ подойдет тем, кто занимает значительный социальный пост или же стремится занять таковой. Основной задачей автомобилиста, вступившего в вынужденный диалог с сотрудником ГИБДД здесь является заставить инспектора поменяться с ним ролями. То есть объяснить инспектору, что роль карающего родителя будете играть именно вы, а ему придется выступать в качестве провинившегося ребенка. Центральной темой общения здесь становится собственно личность инспектора. Причем не во всей своей полноте, а лишь в наиболее неприглядных, но объективных проявлениях. (Сразу оговоримся, что от прямых оскорблений и других противозаконных действий следует воздерживаться.)

Начать можно с внимательного изучения документов задержавшего, потом можно перейти к выяснению, в каком отделении ГИБДД он служит, по чьему распоряжению непосредственно здесь и именно сейчас несет свою службу и, наконец, поинтересоваться, как зовут его начальника. В конце концов, можно на составленном протоколе вместо своей подписи оставить заявление этому самому начальнику с подробным описанием недостатков в поведении инспектора (например, нахамил, не представился) и в его одежде, а также подробно перечислить другие изъяны представителя ГИБДД, которые при пристрастном рассмотрении у него как у любого живого человека, безусловно, найдутся. Здесь важно помнить, что вопросы задаете именно вы и отвечать на них по долгу службы он обязан. Преимуществом такого типа поведения будет, кроме освобождения от негативных эмоций, удовлетворение чувства собственной значимости, рост самоуважения. Минус возникает в том случае, если конкуренцию за роль карающего родителя выигрываете не вы.

Способ четвертый: “Я сам такой”, или “Родительский комитет”.

Людям менее экспрессивным, но более общительным подойдет этот способ. Он хорош и для тех, кто положительно относится к идее всеобщей субординации и выступает в социальной роли начальника местного значения.

Задачей общения в этом случае будет обсуждение сложившейся ситуации на равных. Но ваша роль родителя, в отличие от предыдущего случая, должна носить не карающий, а сочувствующий характер, оставляя за инспектором право выступить в аналогичной роли. Тут уместно выражение чувства солидарности с собеседником, совместное обсуждение тягот службы, выражение положительного отношения к правилам и законам и сочувствие по поводу сложности воплощения их в жизнь. Допустим, рассказ аналогичного случая из собственной жизни на тему: “Как я пытался призвать их всех к порядку ради их же блага и собственного высокого профессионального или патриотического долга, но разве от людей добьешься благодарности или хотя бы человеческого отношения?”.

Важным плюсом здесь является создание самой ситуации теплого и доверительного общения, при котором, понятно, карающий инстинкт задержавшего резко притупляется, а то и вовсе блокируется. Среди минусов назовем то, что подобные диалоги довольно емкие по времени, к тому же возможна конкуренция за роль лучшего родителя со стороны сотрудника ГИБДД.

Способ пятый: “Повеселимся вместе!”

Этот способ подойдет людям творческим, раскрепощенным, с хорошим чувством юмора. Такие люди знают, что в глубине души каждый из нас (даже сотрудник ГИБДД) ребенок или, на худой конец, когда-то был им. Именно это тайное желание снова почувствовать себя ребенком призван актуализировать пятый путь построения продуктивного общения.

Как известно, самый простой способ расположить к себе человека - заставить его улыбнуться. Людям находчивым и веселым можно посоветовать просто пошутить над возникшей ситуацией, рассказать анекдот (правда, желательно не про сотрудника ГИБДД). “Превысил скорость? Да вспомнил такой смешной анекдот, что газанул и не обратил внимания на спидометр. Хотите расскажу?..”

Это, безусловно, самый приятный способ выстраивания диалога. Минусом здесь может быть отсутствие вашего собственного расположения к шутливым импровизациям или ситуация, где удельный вес вашего творческого запала окажется меньше желания инспектора просветить вас по поводу места зимовья раков.

Расчет стоимости страхования
для любого автомобиля!

ООО "Садко. Страховой Брокер"
(095) 783-3121
Москва, ул. Воронцовская, д. 35Б, корп.2.
Садко. Страховой Брокер

Бламерс Mercedes-Benz Сервис
Бламерс-Mercedes


Защита от угона

Парктроники, ксенон и др.

Тонировка

При полном или частичном использовании материалов, ссылка на сайт обязательна
(для интернет-проектов обязательна гиперссылка)
 
            Rambler's Top100
  Copyright © 2001-2005 АвтоНавигатор.ру, , Реклама на сайте, Наши партнеры