Дорожные споры или как вести себя c инспектором
Счастливые обладатели личного автотранспорта с большей или меньшей регулярностью (в зависимости от удачливости, а иногда даже и уровня навыков вождения) вступают в общение с представителями дорожной инспекции - ГИБДД.
Встречи эти редко доставляют радость, и в лучшем случае автолюбитель отделывается легким нервным срывом, а в худшем...
На самом деле у этого общения, как и у любого другого, есть свои особенности и закономерности, и знание их поможет превратить мучительные минуты если не в счастливые, то, по крайней мере, в нейтральные.
Узнай собеседника
Самое первое правило общения гласит: узнай собеседника. Речь идет, разумеется, не об индивидуальной судьбе каждого встретившегося инспектора, а о неком обобщенном портрете работника ГИБДД.
Как известно, каждая профессия выбирается людьми только определенного склада и накладывает на них свой неповторимый отпечаток, образуя так называемую профессиональную деформацию. При совершенно разных внешности, характере, образовании, вкусах и привычках есть нечто, что объединяет этих людей. Это общее таится в самом желании состояться в качестве сотрудника ГИБДД. В желании поставить знак равенства между собой и законом (в данном случае Правилами дорожного движения), олицетворять этот закон, мерить и судить по нему окружающих автолюбителей. Тогда получается, что за внешней ситуацией, в которой два взрослых человека (инспектор и автолюбитель) безлично общаются по поводу безличного закона, определяя меру соответствия и при необходимости меру наказания, стоит вторая, менее явная, но более истинная картина. В ней действующими лицами являются строгий, контролирующий родитель (в исполнении инспектора) и непослушный, нашаливший ребенок, стремящийся всеми силами избежать ответственности (в исполнении участника дорожного движения).
Взгляд на ситуацию с этой точки зрения дает возможность увидеть и оптимальные стратегии поведения в подобном диалоге.
Пять способов конструктивного общения
Способ первый: “Идем на поводу”.
Этот путь общения может подойти большинству оказавшихся за рулем женщин, являющихся по природе существами более жалостливыми и сострадательными, а также тем, для кого естественно испытывать порой угрызения совести и чувство вины перед миром или его отдельными представителями. Способ этот могут использовать и люди, начисто лишенные чувства вины, но умело разыгрывающие его перед окружающими.
Способ прост. Если истинная задача инспектора заключается в том, чтобы поставить вас в положение провинившегося ребенка, то нет ничего естественнее предоставить ему возможность получить все плюсы от осуществления данного намерения. Ведь чем больше раскаяния испытывает провинившийся, тем больше психологический выигрыш преследователя. Главное здесь — убедить собеседника в истинности своего раскаяния и глубоком сожалении в связи с нарушением правил. Такое поведение уместно дополнить опущенной головой и скорбным выражением лица.
Несомненными плюсами такого поведения являются экономия времени, а возможно, и сокращение материальных затрат (ведь инспектор уже получил свои дивиденды в виде покаяния и признания его демиургической роли).
Способ второй: “Посмотрим на ситуацию объективно!”
Этот путь помогает избежать эмоциональных переживаний разного рода. Он оптимально подходит хладнокровным, флегматичным или прагматичным людям, не страдающим эмоциональными вспышками и имеющим повышенный уровень самоконтроля.
Задачей автолюбителя здесь является выход из роли провинившегося ребенка и переход в позицию беспристрастного взрослого, причем собеседнику остается только взять на себя аналогичную роль. Хотя, если вы выбрали для себя этот путь, придется сразу оставить в стороне желание любым способом избежать ответственности. Нарушение Правил дорожного движения следует в этом случае обсуждать строго в соответствии с существующим законодательством. Сотрудника ГИБДД нельзя воспринимать как эмоционально включенного собеседника. Надо постараться выстроить диалог лишь по поводу реальной ситуации и правил, действующих в отношении ее. Дистанцию при этом способе общения следует держать не только психологическую, но и физическую: например, если есть возможность, не садитесь к инспектору в машину. Свою позицию в отношении происшествия нужно определить быстро и четко. Она может быть как согласительной, так и отрицательной, но аргументировать ее следует лишь цитатами из правил. Например: “Да, это правило я нарушил и готов за это ответить!” Засим следуют строго формальные процедуры по выяснению размера штрафа, выписывается квитанция, составляется протокол. Или: “Да, проехал на красный, но завершал маневр и мог остановиться, лишь применив экстренное торможение, и это не является нарушением по существующим правилам”. Таким образом, вы лишаете инспектора возможности получить личные плюсы в диалоге, и он потеряет к вам интерес.
Большим преимуществом такого повеления является сохранение собственного эмоционального равновесия. В качестве минуса стоит отметить, что этот способ, кроме выдержки и беспристрастности, требует хорошей эрудиции в области Правил дорожного движения и других существующих законов.
Способ третий: “Поменяемся ролями”.
Роль равнодушного и объективного компьютера, диктуемая вторым способом построения диалога, подходит не всем. Автолюбители наши все больше люди эмоциональные и зачастую не прочь использовать сложившуюся ситуацию дополнительно для высвобождения сдерживаемых доселе эмоций. Кроме людей, нуждающихся в эмоциональной разрядке, третий способ подойдет тем, кто занимает значительный социальный пост или же стремится занять таковой. Основной задачей автомобилиста, вступившего в вынужденный диалог с сотрудником ГИБДД здесь является заставить инспектора поменяться с ним ролями. То есть объяснить инспектору, что роль карающего родителя будете играть именно вы, а ему придется выступать в качестве провинившегося ребенка. Центральной темой общения здесь становится собственно личность инспектора. Причем не во всей своей полноте, а лишь в наиболее неприглядных, но объективных проявлениях. (Сразу оговоримся, что от прямых оскорблений и других противозаконных действий следует воздерживаться.)
Начать можно с внимательного изучения документов задержавшего, потом можно перейти к выяснению, в каком отделении ГИБДД он служит, по чьему распоряжению непосредственно здесь и именно сейчас несет свою службу и, наконец, поинтересоваться, как зовут его начальника. В конце концов, можно на составленном протоколе вместо своей подписи оставить заявление этому самому начальнику с подробным описанием недостатков в поведении инспектора (например, нахамил, не представился) и в его одежде, а также подробно перечислить другие изъяны представителя ГИБДД, которые при пристрастном рассмотрении у него как у любого живого человека, безусловно, найдутся. Здесь важно помнить, что вопросы задаете именно вы и отвечать на них по долгу службы он обязан. Преимуществом такого типа поведения будет, кроме освобождения от негативных эмоций, удовлетворение чувства собственной значимости, рост самоуважения. Минус возникает в том случае, если конкуренцию за роль карающего родителя выигрываете не вы.
Способ четвертый: “Я сам такой”, или “Родительский комитет”.
Людям менее экспрессивным, но более общительным подойдет этот способ. Он хорош и для тех, кто положительно относится к идее всеобщей субординации и выступает в социальной роли начальника местного значения.
Задачей общения в этом случае будет обсуждение сложившейся ситуации на равных. Но ваша роль родителя, в отличие от предыдущего случая, должна носить не карающий, а сочувствующий характер, оставляя за инспектором право выступить в аналогичной роли. Тут уместно выражение чувства солидарности с собеседником, совместное обсуждение тягот службы, выражение положительного отношения к правилам и законам и сочувствие по поводу сложности воплощения их в жизнь. Допустим, рассказ аналогичного случая из собственной жизни на тему: “Как я пытался призвать их всех к порядку ради их же блага и собственного высокого профессионального или патриотического долга, но разве от людей добьешься благодарности или хотя бы человеческого отношения?”.
Важным плюсом здесь является создание самой ситуации теплого и доверительного общения, при котором, понятно, карающий инстинкт задержавшего резко притупляется, а то и вовсе блокируется. Среди минусов назовем то, что подобные диалоги довольно емкие по времени, к тому же возможна конкуренция за роль лучшего родителя со стороны сотрудника ГИБДД.
Способ пятый: “Повеселимся вместе!”
Этот способ подойдет людям творческим, раскрепощенным, с хорошим чувством юмора. Такие люди знают, что в глубине души каждый из нас (даже сотрудник ГИБДД) ребенок или, на худой конец, когда-то был им. Именно это тайное желание снова почувствовать себя ребенком призван актуализировать пятый путь построения продуктивного общения.
Как известно, самый простой способ расположить к себе человека - заставить его улыбнуться. Людям находчивым и веселым можно посоветовать просто пошутить над возникшей ситуацией, рассказать анекдот (правда, желательно не про сотрудника ГИБДД). “Превысил скорость? Да вспомнил такой смешной анекдот, что газанул и не обратил внимания на спидометр. Хотите расскажу?..”
Это, безусловно, самый приятный способ выстраивания диалога. Минусом здесь может быть отсутствие вашего собственного расположения к шутливым импровизациям или ситуация, где удельный вес вашего творческого запала окажется меньше желания инспектора просветить вас по поводу места зимовья раков.
Расчет стоимости страхования
для любого автомобиля!
|