Закон о гражданской автоответственности
Как ни старались депутаты Госдумы третьего созыва отменить или хотя бы внести изменения в закон о страховании автогражданской ответственности, сделать этого не успели. С 1 января за отсутствие страхового полиса владелец автомобиля может быть оштрафован. Однако, как рассказал Newsinfo вице-президент Движения автомобилистов России, адвокат Леонид Ольшанский, законопослушным автовладельцам успокаиваться тоже не стоит. Закон составлен так, что в случае аварии вам, скорее всего, самим придется возмещать ущерб, а если вы случайно оставите полис дома, то рискуете вообще остаться без машины. Пока положение спасает только лояльное отношение сотрудников ГИБДД. Но если не будут приняты никакие поправки, придется смириться с тем, что приобретение полиса - просто очередной взнос государству...
Newsinfo: С 1 января за отсутствие полиса водитель может быть оштрафован. Расскажите, какая ситуация складывалась в начале января? Много ли выписали штрафов?
Леонид Ольшанский: С 1 января сотрудники ГАИ формально имеют право наказывать водителя за управление транспортным средством без полиса. Однако в Москве и некоторых других регионах нашей страны пока что ограничиваются беседами. Штрафуют очень редко. Хотя штраф очень весомый, от 500 до 800 рублей.
Newsinfo: Почему?
Леонид Ольшанский: Потому что сотрудники ГАИ понимают, что все застраховаться не успели.
Newsinfo: Понятно, что так будет не всегда, и те, кто не застраховался, вынуждены будут платить штраф. А что будет делать инспектор, если водитель просто забыл свой полис дома?
Леонид Ольшанский: Тут совсем беда. Сотрудник ГАИ имеет право, руководствуясь статьей 27.13 административного кодекса "отстранить водителя от управления, а машину задержать". Говоря простым языком - хоть в Москве, хоть на далекой сибирской трассе, невзирая на то, есть у вас в машине пожилые люди, старики, инвалиды или беременные женщины, всех можно выкинуть на мороз, а машину забрать.
Newsinfo: И это, наверно, не единственная такая норма?
Леонид Ольшанский: Нет. Я повторю то, о чем многократно говорил: почему я противник этого текста закона. Потому что платить обязывают каждого, а получить деньги практически невозможно. Для этого, например, придумано такое слово, как регресс. То есть в тысячах случаев (вы кого-то царапнули, ударили) страховая компания немножко денег заплатит, а потом с вас же их возьмет. Вот когда с вас берут деньги, которые выплатили - это и называется словом регресс. А должно быть, как во всем мире: есть полис - страховая компания оплачивает потери в ДТП.
Newsinfo: Расскажите, пожалуйста, поподробнее, как нашим страховым компаниям удается возвращать эти деньги?
Леонид Ольшанский: Произошла мелкая авария, например, вы своим капотом ударили чей-то багажник. Ну, допустим, на $1000 долларов налетели. Они выплатят той стороне эту тысячу. Затем вам присылают письмо, в котором, поскольку, например, у вас не пройден техосмотр, вас просят в порядке регресса эти деньги вернуть. Если вы эти деньги не вернете, они обратятся в суд. И суд возьмет с вас эту сумму.
Newsinfo: Насколько я понимаю, причину найти всегда можно?
Леонид Ольшанский: А этих причин в кодексе сотни. Если был умысел, если управлял не тот, если вы были пьяны, если машина технически неисправна, если не пройден техосмотр и так далее - тысячи оснований для регресса. То есть деньги практически всегда с вас возьмут.
Newsinfo: Какие еще статьи этого закона кажутся вам неправильными?
Леонид Ольшанский: Есть, например, вопиющие нарушения Гражданского кодекса. Доверенность в соответствии с Гражданским кодексом можно дать любому: чтобы на даче пожить, попользоваться гаражом, порулить машиной. А этот закон говорит: нет. Теперь доверенность можно давать не любому, а только тому, кто вписан в полис.
Newsinfo: А что же будет, если водитель, руководствуясь гражданским кодексом, все-таки дал доверенность?
Леонид Ольшанский: Если его остановит инспектор ГАИ, то выпишет штраф. А если, не дай Бог, ДТП, то опять же регресс. То есть гражданин Иванов с доверенностью, выписанной мной как собственником ударит кого-то, поцарапает, страховая компания выплатит потерпевшему деньги, и с меня же как с собственника, несмотря на то, что страховой полис у меня есть, эти деньги возьмет. Можно перечислять до умопомрачения все статьи закона грабительские, но суть в том, что он только собирает деньги с народа.
Newsinfo: Есть ли еще какая-то надежда изменить этот закон?
Леонид Ольшанский: В Госдуме был принят в первом чтении законопроект о серьезных изменениях в закон. Второе чтение готовится. Более того, президент РФ сделал замечания по этому закону, выступая накануне Нового года перед россиянами. Он сказал, что нужно уменьшить тарифы, установить меньшие сроки страхования, например, чтобы можно было ездить только в субботу и воскресенье, и сделать льготы инвалидам и ветеранам. Этот вопрос Госдума будет обсуждать в январе или феврале, и я думаю, что эти вопросы будут решены.
NewsInfo: На этой неделе откуда-то появилась информация, что оштрафовано уже около 200 тысяч автовладельцев без полиса. Конечно, представители ГИБДД сразу же выступили с опровержением. Как вы думаете, откуда берутся такие сообщения?
Леонид Ольшанский: Я думаю, что такую липовую информацию распространяют только представители страховых компаний для того, чтобы народ боялся и нес им деньги для покупки полиса. ГАИ в данной ситуации проводит гибкую, разумную политику. Закон дает право ограничится устной беседой - они ограничиваются. Кроме того, специально останавливать автомобиль на дороге ведь нельзя! Вопрос о правах, о страховке или техосмотре может возникнуть, если вы нарушили что-то, а если вы спокойно едете, вас и останавливать нельзя.
NewsInfo
Расчет стоимости страхования
для любого автомобиля!
|