Автомобилистам угрожают фальшивые полисы
Российские автостраховщики начали кампанию под лозунгом «Опасайтесь фальшивых полисов». Пока депутаты Госдумы изображали предвыборное радение за интересы автовладельцев, над пресловутым ОСАГО продолжали сгущаться и более реальные тучи. Первой был иск, выигранный в Верховном суде одним из автовладельцев, результатом чего стало решение об отмене пункта постановления правительства о так называемом повышающем коэффициенте за мощность двигателя (сейчас это решение пытается оспорить Российский союз автостраховщиков).
Второй стало снижение активности тех, кто должен приобрести полис ОСАГО. Если верить статистике РСА (статистике весьма условной, так как сведения о числе застраховавшихся приходят с большим опозданием), то в сентябре - начале октября офисы страховых компаний просто ломились от "добровольно-принудительных" клиентов: с 1,5 млн число обладателей полисов ОСАГО взлетело до 5 млн (+3,5 млн). А в последующие полтора месяца прирост куда менее значительный (+2 млн), и это при том, что, чем ближе к концу года, тем большее число клиентов предсказывалось. Ведь с 1 января за отсутствие соответствующего стикера на лобовом стекле ГАИ должна начать штрафовать. Однако свыше 20 млн частных владельцев ТС до сих пор этот стикер не получили. А это значит, что и сам закон или, точнее, система ОСАГО, оказывается под вопросом, ведь трудно представить ее нормальное функционирование хотя бы без 80-90% охвата обязательным страхованием участников дорожного движения.
Конечно, на сбое динамики обязательного страхования ТС сказалась шумиха вокруг думских инициатив по либерализации ОСАГО. Автовладельцы призадумались, стоит ли бежать покупать заветный полис, если ОСАГО либо заморозят на год, либо пересмотрят тарифы в "лучшую" сторону. Однако дело не только в этом. Участники рынка страхования как самую серьезную угрозу дальнейшему продвижению ОСАГО в жизнь рассматривают, например, массовую фальсификацию полисов.
Компания "Росгосстрах", например, начала целую "выездную" кампанию по просвещению населения в этом щекотливом вопросе. На всех выездах из Петербурга (Московском, Петергофском, Пулковском шоссе и других направлениях), как сообщает пресс-релиз компании, теперь дежурят мобильные бригады, которые не только продают настоящие полисы, но и разъясняют их отличие от фальшивок. Если дело так пойдет и дальше, и другие крупные участники рынка "пойдут в народ". Или, возможно, будут разъяснять различия между "подлинником и фальшивкой" по телевидению, как это делалось в период появления наличного евро, а затем "розового" доллара. В конце концов, в ОСАГО страховщики уже вложили слишком много сил и средств, чтобы провалить это мероприятие, тем более из-за каких-то "фальсификаторов".
Между тем последняя проблема появилась сразу после вступления в силу закона об ОСАГО (1 июля этого года). По данным Сибирской ассоциации страховщиков, по итогам первых недель действия закона почти половина проданных в таком крупном городе, как Новосибирск, полисов оказались поддельными. С тех пор сообщения о появлении фальшивок приходили почти из всех регионов страны. В разных субъектах Федерации такие лжеполисы продавались по цене от 500 до 1000 руб., что гораздо ниже базового тарифа (1980 руб., не считая различных повышающих коэффициентов). Что особенно встревожило страховщиков, в ряде случаев сами бланки полисов были подлинные, отпечатанные в типографии "Гознака". Просто они значились как испорченные или пропавшие. По некоторым предположениям, дело не обошлось без махинаций со стороны руководителей самих страховых компаний.
Разумеется, появление фальшивок предсказывалось заранее. Хотя в сами полисы закладывалось большое количество степеней защиты ("антиксероксные" микротексты, водяные знаки, фоновые сетки, металлические нити и т.д.), вся эта оборона могла оказаться бесполезной. Если процветет "левая" торговля настоящими полисами (совсем как в случае с алкогольным рынком, когда зачастую легальные производители гонят дополнительные, "неофициальные" объемы настоящей водки), то дело ОСАГО плохо. Еще хуже будет, если на это не будет обращаться внимание уже сейчас, когда полисы необходимы при регистрации ТС. Речь идет о базе данных автострахования, которую должно использовать ГАИ при такой регистрации, но которой реально пока нет.
В этой связи легко предсказывать с Нового года появление даже не полисов, а фальшивых стикеров. Налепив на лобовое стекло более-менее приемлемо "сработанную" бумажку с вписанным туда "левым" номером полиса, автовладелец сможет, по крайней мере, не бояться штрафа в 500-800 руб., в случае если наличием такого документа поинтересуется автоинспектор. Предполагалось, что на такую увертку ГАИ ответит массовым вооружением инспекторов машинками для "просвечивания" соответствующих бумаг. Но пока о ходе такого технического переоснащения ничего неизвестно. И может случиться так, что российское автострахование превратится в фарс наподобие украинского (братья-славяне, как известно, отреагировали на свой закон массовым ксерокопированием полисов и стикеров и "полюбовным" решением возможных проблем с сотрудниками Державной автоинспекции). А закон об ОСАГО, принятый на Украине еще в 1996 г., так и остался там фикцией.
Есть, конечно, надежда на то, что наш автовладелец окажется сознательнее, так же как и его "коллеги" из Белоруссии, Литвы и т.д., где закон об ОСАГО не был саботирован и действует. В той или иной степени сама необходимость такого закона признается и в России почти всеми, за исключением совсем уж "продвинутых" правозащитников. Но дело в деталях конкретного, уже принятого закона (и в правительственных тарифах, принятых на его основе), который вызывает кучу нареканий. Будет ли действовать этот закон не на бумаге, а в действительности, зависит от того, насколько эти противоречия удастся сгладить уже после того, как предвыборная шумиха уляжется. И еще от того, насколько сознательными и способными договориться (в государственном, а не в частном масштабе) в итоге окажутся автовладельцы, а также ГАИ и даже сами автостраховщики. Совместить все эти интересы - задача крайне непростая.
РБК
Расчет стоимости страхования
для любого автомобиля!
|