Закись азота NOS - больше скорости в вашему авто
Слухи о магическом газе, способном добавить двигателю несметное количество лошадиных сил, ходили давно, а фильм «The Fast and The Furious» (в российском прокате — «Форсаж») еще больше подогрел интерес к этой теме. Так что же такое «нитрос»: солидная прибавка мощности по доступной цене, как утверждают одни, или скорейший способ прикончить мотор, в чем уверены другие? Попробуем разобраться.
История
Переводчик, придумавший для упомянутого фильма звучное название, вряд ли догадывался, что попал в самую точку. Ведь «форсаж» — это авиационный термин, означающий кратковременное увеличение максимальной отдачи двигателя. Так вот, использовать для этой цели закись азота впервые начали именно в военной авиации — еще во время второй мировой войны.
Война, как известно, — локомотив прогресса. Десятки конструкторских бюро воюющих стран бились над увеличением мощности поршневых авиационных двигателей. Именно им, кстати, мы обязаны появлением турбо наддува и механических компрессоров. А впрыскивать в цилиндры закись азота впервые попробовали немцы, когда лихорадочно искали сверхоружие для своих люфтваффе.
Широкого применения система, впрочем, не получила: взрывоопасные баллоны с закисью азота были не лучшим балластом в условиях воздушного боя.
Теория
Так как же все–таки закись азота способствует повышению мощности? Да, грубо говоря, так же, как любая система наддува, — позволяя сжечь в цилиндрах двигателя больше топлива. Каждая молекула N2O, как явствует из формулы, состоит из двух атомов азота и одного атома кислорода. Попадая в цилиндры двигателя, сжимаясь и нагреваясь до температуры около 300 градусов, закись распадается на азот и кислород. Вот этот-то дополнительный кислород как раз и дает прибавку мощности, если сжечь его вместе с дополнительным объёмом томлива.
Практика
Неудивительно, что впрыск закиси азота стал популярен в первую очередь среди дрэг-рейсеров. Во–первых, в расчёте на вложенный доллар (рубль), он даёт существенно большую прибавку мощности, чем любой другой способ форсировки двигателя. Во–вторых, в отличие от других способов, закись работает только тогда, когда она нужна, а в остальное время машина остаётся обычным средством передвижения с соответствующим расходом топлива. Что же касается ресурса двигателя, то если система правильно подобрана и профессионально установлена, а водитель не злоупотребляет ежеминутным нажатием на кнопку, принципиально срок службы мотора не сокращается.
Фактически существует правило: без ущерба для двигателя с использованием закиси можно добавить ему около 30–70% от номинальной мощности.
Цена вопроса
Сегодня цена «сухой» системы составляет около $1200–1700 с установкой. И очень важно, чтобы эту установку проводили проффесионалы. Именно из–за ошибок при подборе компонентов и монтаже появляются страшные истории про взорвавшиеся моторы и вылетевшие в выхлопную трубу поршни. Как и любая другая доработка двигателя, установка нитроса требует высокой квалификации. Но если система установлена с умом, драйвер может смело жать на волшебную кнопку. Результат не заставит себя ждать.
|