Юбилей легендарной ГАЗ М20 «Победа»
Во время празднования Дня Победы еще одна "Победа" отмечала день рождения. За год до окончания войны победу одержал Горьковский автомобильный завод. Там выпустили машину для мирной жизни - машину, у которой и сейчас, спустя 60 лет, остаются верные поклонники.
День Победы для владельцев ее четырехколесных тезок - двойной праздник. 60 лет назад на Горьковском автомобильном заводе появились первые образцы, тогда еще безымянного автомобиля ГАЗ-М20. "Победу" ковали, собирали и испытывали на прочность. Даже во время бомбежек работа над машиной не прерывалась.
Появление ГАЗ-М20 совершило мировую революцию в автомобилестроении. Его обтекаемый кузов стал прообразом всех современных авто. "Германия не выпускала в то время автомобили, Америка тоже заморозила, и мы действительно первые в мире создали автомобиль серийного производства с бескрылой формой кузова, - говорит ведущий специалист музея ОАО "ГАЗ" Вера Марсакова. - Отсутствие крыльев и подножки улучшило его аэродинамическую характеристику".
На "Победе" появились электрические указатели поворотов и стоп-сигналы. Впервые на машине установили печку и электрические стеклоочистители. Водитель и пассажиры могли в ней ездить без валенок и тулупа и не возить мешочек с солью для протирки стекол. На фоне такого комфорта о мелочах, таких как плафон освещения салона и радиоприемник, можно уже и не говорить. Первый багажник, первые гидравлические тормоза, первая независимая подвеска передних колес. Даже при своих 25-ти лошадиных силах она развивала скорость 105 километров в час. В июне 45-го года машину показали Сталину.
"Когда он начал садиться, у него папаха съехала. Он поморщился, в ночь ее погнали сюда. Там ему сказали, что есть мнение, назвать машину "Победой", - вспоминает начальник лаборатории доводки легковых автомобилей ГАЗ с 1952 по 1996 года Борис Греков. - Подумал и сказал: хоть не велика победа, но пусть будет "Победа". Буквально так и сказал".
"Победа" стала первым автомобилем, который разрешили покупать населению. Официально - народный - для многих он так и оставался несбыточной мечтой, стоимостью 16 тысяч рублей при зарплате 400 рублей.
Это была победа отечественного автопрома. По лицензии машина выпускалась в Польше под названием "Варшава". Из Союза ее экспортировали в страны Восточной Европы и Скандинавии. В Китай шли "Победы" с синими рулями и серым кузовом. Такое сочетание цветов там считается счастливым. В нашей стране цвет особого значения не имел - радость автолюбителю приносил сам факт обладания "Победой".
- Новости ГАЗ
- Тест-драйв ГАЗ
- Продажа новых ГАЗ
- Продажа подержанных ГАЗ
- Обсуждение ГАЗ в форуме
- Книги по ремонту и обслуживанию ГАЗ
|