Россия полюбила японцев и корейцев
В 2003 году в России продано беспрецедентно много новых иномарок – официальные дилеры отчитались о более чем 195 тысяч проданных машин. За год рынок вырос на три четверти. Аналитики уверены, что тенденция сохранится и в этом году.
На рынке иностранных автомобилей в России произошли крупные изменения. Во-первых, существенно вырос сам рынок – по официальным данным было продано более 195 тыс. новых машин. Это означает, что примерно каждый четвертый проданный в России новый автомобиль – иномарка.
Подводя итоги продаж за 9 месяцев, некоторые оптимистично настроенные аналитики предсказывали, что по итогам года будет продано 200 тыс. машин. Однако заветная отметка так и не была достигнута. Тем не менее, по оценкам как российских, так и западных экспертов, российский автомобильный рынок на протяжении последних лет был и остается одним из самых перспективных и быстро растущих.
Второй важный момент – смена лидера в общем зачете.
Как в футболе много лет подряд чемпионат выигрывал «Cпартак», в автомобильном «чемпионате России» побеждала компания Daewoo. Однако уже по итогам продаж за три квартала стало ясно, что она сдает позиции. Так и получилось. Больше того, бессменный чемпион последних лет в последний момент потерял и «серебро» – на второе место вышел Ford.
Абсолютным же лидером по продажам новых иномарок на российском рынке сумела стать японская Toyota. За прошлый год компании удалось продать 25 тыс. 75 автомобилей, а прирост ее продаж по сравнению с 2002-м годом составил 202%. Таким образом, Toyota, не имея своего сборочного предприятия в России, сумела обогнать и Daewoo, собирающую автомобили в Узбекистане, и Ford, чей завод во Всеволожске постоянно наращивает темпы по выпуску популярных в России «Фокусов».
Впрочем, у лидерства Toyota есть и оборотная сторона. К примеру, на всю Москву у дилеров японской марки есть лишь четыре кузовных цеха. В результате по зиме очередь на кузовной ремонт составляет почти три месяца. Дилеры, конечно, стараются ее сократить – вводят ночные смены, строят новые цеха для кузовного ремонта. Тем не менее клиентам приходится ждать. В ближайшее время мы более подробно расскажем о том, как подготовились различные компании к буму продаж, сколько приходится новоиспеченным владельцам иномарок ожидать сервисных услуг.
В «личном зачете» тоже сменился лидер. Уже по итогам девяти месяцев продажи Focus обгонял Daewoo Nexia узбекской сборки. По результатам же отрыв вырос до 1,1 тыс. машин – россияне купили 15876 «Фокусов» и 14722 «Нексии».
По словам эксперта компании BKG Владимира Скопцова, Daewoo начала терять позиции еще в начале года. Тогда наметилась тенденция, а теперь проигрыш корейцев можно считать свершившимся фактом. «Проблема Daewoo в обновлении модельного ряда, а точнее – в его необновлении. Как известно, Daewoo Nexia создана на базе Opel Cadett начала восьмидесятых годов. Эта машина прошлого века, которая могла соревноваться с основными конкурентами в продажах только за счет своей цены», – считает Скопцов. Теперь же, с ростом благосостояния населения, люди предпочитают покупать пусть более дорогие, но при этом современные автомобили, какие предлагают Ford и Toyota. Эти две компании сейчас можно назвать самыми сильными игроками на российском рынке. Причем, шансы примерно равные. По мнению Скопцова, ажиотажный спрос на Focus уже прошел, но до сих пор он держится на высоком уровне. Поэтому на результаты российских продаж компании Ford сейчас ограничены производственными мощностями завода во Всеволжске. «Если бы там производили больше машин, «Форд» имел бы все шансы на победу в общем зачете», – считает эксперт. Тем более что автомобили Toyota дороже. Ведь ни одна из них не производится в России, а привозится из-за рубежа.
В этом году наметилась тенденция серьезного роста продаж азиатских автомобилей, в то время как спрос на европейские автомобили постепенно падал.
По итогам года японцы с корейцами продали в России куда больше машин (111, 6 тыс. автомобилей), чем представители всех остальных стран вместе взятые. Объяснение тому простое – слишком высокий курс евро. Поэтому «долларовые» компании рапортовали об увеличении продаж в два и более раза, а те, кто торгует за евро – за редким исключением – лишь о 20–40-процентной прибавке.
А некоторые даже сбавили обороты. В «ноль» по сравнению с прошлым годом сработал BMW, в минусе оказались такие компании, как FIAT, Skoda, Volkswagen. Особенно характерно падение продаж чешских автомобилей – 6291 против 9407 в прошлом году. Тут сказался не только курс евро, но и устаревший модельный ряд – не обновлявшиеся несколько лет Octavia и Fabia. Как итог – вылет за пределы «десятки» со второго места в прошлом году. Свято место пусто не бывает – в три раза увеличившиеся продажи Opel вывели не очень популярную доселе немецкую марку на 10-е место. Даром что Opel – европеец: продается за доллары. Не случайно, к примеру, с 1 января к американской валюте вернулись немцы из Audi, причем они пересчитали цены по курсу 1,19 евро за доллар – то есть клиент может сэкономить 6–7% от стоимости машины.
Тем временем аналитики уже рассчитывают, что будет с рынком в году 2004. Очевидно, что тенденция роста сохранится – по различным прогнозам в следующем году должно быть продано 250–300 тыс. новых автомобилей с иностранными шильдиками.
Увидев успех Ford и Opel, взлетевших за счет выгодных кредитных программ на популярные машины (Focus и Astra), наверняка будут работать в этом направлении и остальные компании. К тому же вырастет выпуск иномарок в России – к ныне действующим заводам во Всеволожске (Ford), Москве (Renault), Таганроге (Hyundai), Калининграде (KIA и BMW) добавятся дополнительные мощности. Так на «Автоторе» будут собирать Hummer, возможно, джипы Chevrolet, а также откроется цех по производству BMW последнего поколения (сперва 5-й серии, к концу года – 7-й). В Ижевске должно начаться производство KIA Spectra. Покупателями признано – иномарки с буквой Х в VIN-коде (она обозначает российскую сборку), ничем не хуже своих зарубежных собратьев, а стоят – дешевле.
По материалам Газета.Ru
|